06 марта 2013, 14:20

Надя Рушева: гореть дотла

Надя Рушева: гореть дотла

Просматривая даты, о которых можно было бы написать на этой неделе, я, честно говоря, растерялась. Первая декада марта просто изобилует яркими событиями, рождениями и уходом великих личностей. Утопая в их перечне, поневоле задумаешься о некоторых лженауках, да какой-нибудь «звездной» интерпретации теории пассионарности, оторванной от корней этногенеза и перенесенной в масштаб всей планеты (да простят меня строгие последователи Гумилева). Михаил Горбачев, Юрий Олеша, Антонио Вивальди, Поль Мориа и… Борис Моисеев, Роза Люксембург, Микеланджело, Юрий Гагарин. И это только некоторые дни рождения! Думаю, у многих найдется свой «день из жизни», в который можно было бы вплести судьбы тех или иных выдающихся личностей. Прочитанное, увиденное, услышанное влияет на наш повседневный выбор, стремления и предпочтения. И все эти Вивальди, Маркесы, Врубели и иные – подспудно работают в нас, как ингредиенты зелья наших душ. По крайней мере, я, с присущим мне идеализмом, смею на это надеяться.
Но, споткнувшись взглядом о дату 6 марта – день памяти одной юной художницы, ушедшей из жизни в возрасте 17 лет – я поняла, о чем буду писать в этот раз. Надя Рушева (1952 – 1969) – гений, который не успел дорасти до взрослого имени.


Надя Рушева

Впервые я столкнулась с ее творчеством 5 лет назад, когда помогала знакомому исследователю-социологу собрать материал для Круглого стола, посвященного проблемам воспитания современных детей. Бедный парень был завален работой над кандидатской диссертацией, а на его долю выпала нелегкая тема: «Дети-индиго», по поводу которой он, очередной из «братьев Сафроновых», мог лишь презрительно фыркнуть. Признаться, я поначалу увлеклась новыми идеями, но быстро сообразила, что мной движет ничто иное, как ожидание «светлого будущего». Прекрасный миф показал свою неприглядную изнанку уже на двух «фактах»: его последователи утверждали, что нынче каждый второй ребенок наделен уникальными дарами; по всей планете начали создаваться «особые» и, разумеется, очень коммерческие образовательные учреждения для подобных детей. Ответы нашлись быстро. Этих детей гораздо больше, чем раньше? Просто информационные технологии работают мощнее, разнося новости по всему свету. Отличительный признак – нестабильная психика и невозможность сконцентрироваться? А сколько времени проводят современные беременные женщины перед монитором компьютера, и с какого возраста их чада приучаются ко «всемирной паутине»? Неужели кто-то всерьез надеется, что гигабайты ежедневно поглощаемой ненужной информации хорошо влияют на неокрепшую психику? И с каких это пор необходимейшее для каждого гения качество – умение сконцентрироваться на своем деле – оказалось по другую сторону самого понятия гениальности? Мир бодрым шагом продолжает сходить с ума.

Но особое возмущение вызвало утверждение о «каждом втором». И вот здесь-то, рядом с именем отчаявшейся, обесчещенной и забытой всеми Ники Турбиной, возникла Надя Рушева. Что должны чувствовать родители этих безвременно ушедших, сгоревших в пламени своего дара, детей (а все подобные люди навсегда остаются детьми – и даже Моцарт, умудрившийся дотянуть почти до 36-ти лет), глядя на повальную моду на «гениальность», никак себя не подтверждающую?

Я не буду отсылать вас к биографическим справкам – вбейте нужные имена в поисковой строке и почитайте. Лишь позволю себе привести несколько фактов, которые сами все скажут. Она оставила после себя 12 тысяч рисунков, проиллюстрировав Пушкина, Булгакова, Экзюпери, Льва Толстого, мифы Древней Эллады, еще несуществующий тогда балет «Анна Каренина», русские сказки, мир животных и родные края. Ее родители, тоже творческие люди (отец – театральный художник, мать – балерина), поощряли эти занятия. По их воспоминаниям, Надя рисовала везде и всюду, не в силах остановить тот огромный космический поток, который лился в ее сознание. Порой использовался любой клочок бумаги и материал, оказывавшийся под рукой. «Неподходящих» ситуаций для того, чтобы начать рисовать, не было. Остальное – «классика» жизни вундеркинда: мало друзей, иные интересы, обостренное восприятие несправедливости и проявлений зла. Гениальность – отклонение от нормы, и ее носители порой напоминают одержимых, существующих лишь в мире своего дара.


Пушкиниана (автор: Надя Рушева)

Выполненные одной техникой, тушью или карандашом, ее рисунки, посвященные разным героям и эпохам, наполнены духом времени, которое она изображает. Такое ощущение, что маленькая художница улавливала некую константу, идеальный образ литературных персонажей и их среды, существующий в каждом из нас. В ее набросках и законченных иллюстрациях невозможно не узнать настроение Пушкина. И тут же, в другой папке, совершенно иная тональность – булгаковская мистерия, отдающая фарсом первых советских лет.

Относительно «детей-индиго» часто рассуждают об экстраординарных способностях. Что ж, и здесь есть, о чем вспомнить – тем более, что подобные темы всегда интересуют читателей. Надя всегда рисовала без предварительной подготовки и не пользовалась ластиком. Она сама объясняла: «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».


«Пушкин в возрасте 13-ти лет» (автор: Надя Рушева)

Спустя несколько недель после смерти Нади, к ее родителям пришла Елена Булгакова – третья жена писателя, благодаря стараниям которой вышел в свет знаменитый роман «Мастер и Маргарита».


«Мастер и Маргарита» (автор: Надя Рушева)

А Надя Рушева была первым иллюстратором книги. Зная, что девочка оставила после себя рисунки, Булгакова хотела использовать именно их. Когда родители вынесли ей нужную папку, женщина побледнела и переменилась в лице: на том рисунке, где Надя изобразила Маргариту, отчетливо просматривались черты молодой Елены. А безымянный палец правой руки Мастера украшал перстень – точно такой, как носил сам писатель. Об этом, естественно, девочка знать не могла: почти все, что было связано с Булгаковым, в СССР находилось под запретом.


Елена Булгакова, жена писателя

После такого история о том, как Пьер Карден, увлеченный Плисецкой, создал для балета «Анна Каренина» костюмы, почти один в один совпадавшие с эскизами Нади Рушевой, кажется даже и не столь яркой. Разумеется, великий модельер к тому моменту не был знаком с ее иллюстрациями.

Многие из гениев уходят очень рано, словно были посланы сюда с какой-то определенной миссией, по завершении которой не видят смысла оставаться. Надя Рушева умерла в возрасте 17 лет, 6 марта 1969 г. Утром, собираясь в школу, она наклонилась, чтобы завязать шнурки на ботинках, и потеряла сознание. Смерть констатировали на операционном столе. Причина: врожденная аневризма сосуда головного мозга.

Мама Нади, Наталья Дойдаловна, жива до сих пор. Как знать, что она могла бы сказать толпе тщеславных родителей, жаждущих признания гениальности своих детей? Может быть – «Радуйтесь, что ваш ребенок здоров, прибегает домой румяный после прогулок с друзьями, жалуется на проблемы в школе, проходит все этапы взросления, проживая самую обычную жизнь?»

Видимо, существует какой-то энергетический баланс в мироздании, и «особых» детей никогда не будет много. Все это – недобрые фантазии из области евгеники. И лучше всего сказала сама Надя Рушева об этом вечном разделении на «обычных» и «необыкновенных»: «Если хочешь, чтобы они немного потлели, гори дотла сам… Это страшно трудно, но нужно. Нельзя – только о себе. Ведь правда?»


«Прощайте!» (к циклу «Мастер и Маргарита», автор – Надя Рушева)