11 марта 2014, 11:21

Сапоги, штиблеты, коты

Сапоги, штиблеты, коты

Студенты, как известно, народ безрассудный. Чего стоит странный обычай накануне экзамена высовываться в форточку и звать: «Халява, приди». Уверена, что люди, хорошо знакомые с многообразием великого и могучего русского языка, поостереглись бы так опрометчиво поступать. Мало ли что прилетит в ответ на молящий зов. Раньше в Карелии «халявой» вообще называли рассеянного, невнимательного человека. А у Даля «халявой» называется… голенище сапога. Когда изнашивалась нижняя часть сапога, владелец шел к сапожнику и просил пришить новую «на халяву». Сегодня сапожники переживают нелегкое время, ведь купить новую, пусть и не слишком надежную обувь бывает дешевле, чем починить старую.

Моя тетя когда-то давно пожаловалась на свои югославские модельные сапоги. Нет, они были удобные, красивые, элегантные. Беда была в том, что они просто морально ее утомили – больше 15 лет не могли развалиться, все служили и служили, как новые… Сейчас она их с восторгом вспоминает. Как вы догадались, сегодня мы поговорим о том, что объединяет студентов, сапожников и всех нас – о сапогах.

Мы уже выясняли, что на Севере именно сапоги, а не лапти были самой популярной обувью. Плетеная обувь была хороша для летних работ, а в остальное время население Карелии, не знакомое в то время со странным понятием «экокожа», пользовалось натуральной кожаной обувью.

1

1. Деревня Ювалакша. Невеста кланяется жениху. Фото К. И. Инха. 1894 г.

Коровьи, телячьи, свиные кожи ежегодно появлялись в любом мало-мальски обеспеченном хозяйстве. Не только профессионалы-кожемяки владели навыками выделки кож, но и сами хозяева могли их обработать. И сапожное мастерство было не редкостью в крестьянских домах. Спросите у своих знакомых – почти у всех окажется, что в семье прадед или дед занимался шитьем обуви. А придется научиться, если у вас на шее полтора десятка и больше домочадцев…

О времена, когда все вещи были ручной работы! Они шились и чинились на совесть, с заботой о своей профессиональной репутации и постоянной клиентуре. И даже столетний рассохшийся башмак, ощерившийся рядами деревянных гвоздиков, не противоречит этой ностальгической ноте, хоть и насмешит нашего современника. Не спешите смеяться – сапожники-прадеды знали толк в качестве: металлические гвоздики лишь проржавеют, а деревянные разбухнут и будут лучше держать подошву.

2

2. Из собрания музея д. Пашозеро. Тихвинский район, Ленинградская область. Фото Н. Атрощенко.

Уже двухлетнего малыша рядили в крохотные ботиночки. У их обладателя могло еще не быть портов, но ботики уже были.

3

3. Туфля детская. Начало ХХ вв. Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия.

Рабочей обувью, очень древней по форме, служат поршни — обувь, выкроенная из цельного куска кожи или сшитого в несколько слоев, собранная по краю на веревку. Одевались они, как и лапти, на холщовые онучи (портянки), а концы обор (веревок), обматывались вокруг голеней. Рассматривая такую обувь, понимаешь, откуда пошло выражение «шевели поршнями».

4

4. Поршни. XIX в. Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия.

Женщины носили будничную обувь с нежным названием «коты» — короткие башмаки, похожие на галоши, с черной или красной оторочкой. Коты когда-то носили и мужчины, но к ним в этом случае пришивались короткие суконные голенища, которые держались с помощью шнурков или веревки, обвязываемой вокруг ноги.

Тем, кто хоть немного знаком с карельской культурой, знакомы сапоги с загнутыми носками – все герои «Калевалы» щеголяют в таких. Это сыромятные сапоги nüppikeńkät или pieksut, с цельной подошвой из бычьей кожи, без каблуков. Мы уже упоминали их, когда рассказывали о лыжах – такие сапоги хорошо удерживали лыжные крепления. По свидетельству современников, эти востроносые кеньги или пиексы, были непромокаемой, легкой и удобной для ходьбы обувью. Удобной с оговоркой, что вы готовы отбить свои пятки о каменистую почву, испещренную корнями деревьев. Пиексы были будничной обувью, но, аккуратно сшитые, могли служить и в праздники. Во время танцев они издавали глухой шлепающий звук, когда танцующие притопывали ногами.

5

5. Кеньги. XIX в. Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия.

Зимой носились кожаные сапоги с голенищами из меха – заячьего, оленьего. Для тепла нижнюю часть сапога (головку) подшивали суконной подкладкой. А такая теплая зимняя обувь, как валенки, долго не могла завоевать признание у местного населения.

Рабочей обувью были и «бахилы» или «бродни» – высокие кожаные сапоги с широкими голенищами. Они могли шиться с изнанки, а потом выворачивались на лицевую сторону, отсюда и их название – «выворотные». Чтобы промысловые сапоги не скользили по мокрым доскам, в их подошвы рыбаки вбивали железные шипы.

6

6. Бахилы из тюленей кожи. XIX в. Архангельская губерния. Национальный музей Республики Карелия.

В праздники мужчины носили сапоги из шведской черной или финской желтой кожи. Лишь очень зажиточные могли позволить себе хромовые сапоги. К.К. Логинов приводит пример в своей книге, когда братья, катаясь на Масленицу, одевали одну пару сапог на двоих, выставляя обутую ногу на всеобщее обозрение на передки саней. У молодых парней карелов было принято, чтобы из сапог на несколько сантиметров выглядывали шерстяные чулки, красиво вывязанные клеточками, шашечками и разными птицами. У заонежан чулки тоже выглядывали, но узором они не украшались.

Женская праздничная обувь именовалась «штиблетами» – это были ботинки на шнурках с голенищем до середины голени, на небольшом каблуке. Такие черные, коричневые штиблеты и фабричные чулки любой жених был обязан подарить своей невесте в знак своей любви и финансовой состоятельности. Сейчас подобные полуботинки называют «кадрильками» и они лихо стучат каблуками на сценах, где выступают фольклорно-этнографические танцевальные ансамбли.

7

7. Ботинки женские. Начало ХХ в. д. Толстиково, Петрозаводский уезд, Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия.

Вот вы, носители сапог, туфель, кроссовок, скажите честно: снимая их, не возникает ли у вас желание поставить вашу пару рядышком, нос к носу, даже если вы далеко не аккуратист? Если возникает, не удивительно. В старые времена, когда человек подчинялся целому своду языческих правил и примет, обувь старались на разбрасывать, а ставить парами, «чтобы не жить врозь с женой, домашними». Это, согласитесь, для всех актуально. И вот примета на будущее — если собираетесь в дорогу, то кладите обувь набок, «чтоб ноги в пути не стерлись», вдруг поможет.

Национальный музей Карелии.