22 октября 2012, 14:09

Придет кручина, как нет ни дров, ни лучины

Придет кручина, как нет ни дров, ни лучины

Осень совершенно вступила в свои права, солнце становится редким гостем и теперь каждое утро начинается с того, что рука сама тянется к выключателю, чтобы скорее рассеять серую хмурь.

Каких-то сто лет назад ваши руки потянулись бы к труту, чтобы разжечь искорку и запалить лучину, а там уже хлопотливая хозяйка, стараясь не разбудить мирно спящих на полу домочадцев, затапливала печь.

Тепло и свет входили в избу. Давно на смену огню пришло в наши дома электричество, и мы даже не задумываемся, сколько внимания и труда должны были уделять наши предки такому, казалось бы, немудреному процессу, как освещение дома.

Не чувствовали ли вы себя беспомощным существом, растерянно застывшим посреди квартиры с холодным чайником в руках, в момент коварного отключения света, особенно зимним вечером? Невольно на ум приходит тоскливый вопрос – а как же люди жили раньше? Самый быстрый ответ подскажет запас свечей – хозяйственных или декоративно-романтических, на вкус хозяина.

Еще, конечно, спасением будет керосинка – бабушкина или новенькая, китайская. Но не этими средствами спасались наши деревенские прадеды: не все были столь зажиточны.

На протяжении столетий верным другом любого крестьянина была лучина. Друг простой и надежный – особенно в краю, где зима длится почти девять месяцев, а световой день капризен: то по-летнему щедро дарит почти сутки, а то жадно отмеряет зимние крохи по несколько часов.

Обломок косы или острый нож в умелых руках из сухого полена в полчаса настрогает целый ворох лучины – длинных тонких щепок, легко загорающихся и дающих скромный свет. В Заонежье было принято щипать лучину в Великий пост: считалось, что она будет самой ровной, гладкой и не слишком смолистой.

Кстати, чаще делали лучину из сосны, хотя использовались и другие породы дерева. Чтобы лучинное полено легче расходилось на щепки, его могли заранее вымочить или выпарить в печи. Длина лучины варьировалась от 40 до 80 сантиметров, соответственно, и горели они разное время.

Для устойчивости лучину вставляли в светец – незатейливое кованное устройство из железных полос и прутьев. На севере светцы, бывало, делались целиком из дерева и искусно при этом раскрашивались. Металлические светцы делали в расчете от одной до шести лучин, снабжая их соответствующим количеством рожков-зажимов. Светец могли воткнуть в стену меж бревен в том месте, где удобно сидеть и плести лапти зимним вечером или прясть тонкую нить. В таком случае предусмотрительные хозяева могли обмазать стену вокруг светца глиной в противопожарных целях. Для того, чтобы лучину можно было перемещать по дому, ее вставляли в переносной светец, целиком выкованный из металла, или закреплявшийся в массивном основании-чурбачке.

Под светец ставили лохань или корытце, куда наливали воду или насыпали песок для падающих углей. Вода под светцом увеличивала свет лучины, отражая его. Иногда светец вставлялся в край корытца, и таким образом перемещался вслед за владельцем, чьи хозяйственные дела требовали его нахождения в разных концах большого темного дома.

Но, представив себе уютно горящую лучину, наш современник, застывший с холодным чайником в руках посреди темной кухни, напрасно позавидует своему предку. Ибо лучина диктовала свой ритм жизни тому, кто пользовался ее светом – ему регулярно следовало заменять огарок новой щепочкой, и так на протяжении всего вечера.

По достоверным сведениям экспериментаторов, сухая лучинка длиной 40 см горит около 10 минут, в зависимости от породы дерева. Для увеличения времени горения лучину можно было смазать дегтем, жиром, воском, смолой.

Наши предки, вслушиваясь и вглядываясь в мир, их окружавший, наполненный знаками и предсказаниями, и с лучиной связывали примету: если горящая лучина трещит и мечет искры – к ненастью.

Ежедневное обращение с огнем, явлением очень необходимым и в то же время опасным в жизни человека, жившего в деревянном доме, заставляло людей быть постоянно настороже.

Навыки, сейчас уже утерянные потомственными горожанами, жителей деревни делали и внимательнее, и ответственнее: уже ребенка приучали следить за угольками, выпрыгнувшими из печи, и определять угар.

Но мне всякий раз хочется зажмуриться, когда я представляю свою бабушку, которая спускалась по темной крутой лестнице вниз на двор к скоту, нащупывая ногами узкие ступеньки, руками обхватив охапку сена, и зажав в зубах все ту же горящую лучину… Каждое утро.

Подписи к иллюстрациям:

1. Светец напольный. XVII век. Россия. Поступил в музей в 1920-е годы из Эрмитажа (Ленинградского отделения Государственного фонда). Металлические зажимы для держания лучины у этого старинного светца располагаются вертикально и немного напоминают расщепленный на четыре части ствол деревца.

2. Светец настенный. XIX век. Олонецкая губерния. Поступил в музей до 1918 года.

3. Светец настенный. XIX век. Деревня Викшезеро, Кондопожский район. Поступил в музей от Ф.Н. Самойловой. Подобный светец мог крепиться в печном столбе, а к его нижней части подвешивался рукомой.

4. Светец напольный. Конец XIX – начало ХХ веков. Олонецкая губерния. Поступил в музей до 1918 года.

5. Светец настольный. Первая половина ХХ века. Деревня Пряжа, Пряжинский район. Светец принадлежал деду сдатчика О.В. Леонова.

Календарь-Викторина:

На первой неделе октября в народе отмечали Арину осеннюю (1.10) (примечали отлет журавлей), девицы устраивали Трофимовы вечерки, приглядывая женихов (2.10). Хозяева ставили пчелиные ульи в погреб. На Фёклу Заревницу (7.10) было поверье: в этот день всё, что завяжешь, — не развязать.

А теперь внимание — вопрос: Как же говорили о счастье молодоженов наши предки, если свадьба приходилась на 7 октября?

Присылайте свои варианты ответов на наш адрес victorina@vedkar.ru

И вы сможете выиграть приз из коллекции уникальных круп и бобовых со всего мира от компании «Ярмарка». Чего там у них только не бывает, и традиционный турецкий булгур, марокканский кускус, итальянский рис Нероне, растущий в единственном мире на Земле, перуанская киноа, азиатский красный рис и многое другое. Также есть вкусные рецепты народов мира, здесь первое и второе, различные ризотто и супы.

А еще у них есть зеленая греча! Поговаривают, что именно такую «живую гречу» ели наши прадеды! Вот она-то и будет призом за правильный ответ.