29 мая 2013, 11:46

«Купила баба коника…»

«Купила баба коника…»

Я люблю свою лошадку, 
Причешу ей шерстку гладко, 
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

А.Барто

В семилетнем возрасте я сломала коня. В Адлере, возле самого настоящего Черного моря, под самыми настоящими кипарисами были самые настоящие игровые автоматы: проплывал в окошке зеленоватый корабль, который надо было взорвать, валко вращались ракеты, внутри которых сидели ошалевшие дети, весело стукались друг о друга жужжащие машинки на площадке. А меня очаровал большой яркий глянцевито блестящий на солнце конь: его надо было «покормить» 3 копейками, сесть в седло и он начинал скакать, вернее переваливаться. Однажды как на беду у меня не оказалось нужной монетки, и я с трудом и завидным упорством затолкала в прорезь монетоприемника пятак. Коню корм не понравился, скакать он отказался, а на другой день, когда я с надеждой во взоре к нему подошла, и вовсе оказался украшен табличкой «Не работает». Так что в отношениях с игрушечными лошадьми пришлось довольствоваться дружбой с розово-пластмассовым существом на белых колесиках, которое обитало во многих советских дома и детских садах.


Игрушка. Конь. СССР. 1970-е гг. По материалам Интернета

В прошлый раз мы говорили о корове-кормилице, к которой во все времена было нежно привязано женское сердце, сегодня же речь пойдет о мужском любимом питомце, но игрушечном – о деревянном коне.

С давних пор живой прототип этой игрушки был окружен глубоким почтением людей, ведь без лошадей очень тяжело, почти невозможно вести хозяйство. И для людей это была не только лишь тягловая сила, способ передвижения и источник ценного удобрения, но и верный друг, исполненный красоты и силы. Солнце по древним языческим представлениям катилось по небу на коне, а бронзовые коньки отгоняли злых духов, позванивая копытцами-подвесками на груди у женщин, живших в наших краях тысячу лет назад.


Подвеска зооморфная шумящая. XII век. Ленинградская область. Национальный музей Республики Карелия

Деревянная лошадка была любимой игрушкой мальчишек еще в незапамятные времена. И на Севере эти игрушки сохраняли старые архаичные формы очень долго. Рассматривая приземистого конька-колоду, вышедшего из-под руки архангельского мастера, легко представить, что точно такими же играли ребята сотни лет назад. Форма коньков-колод повторяет форму бруска дерева: у них маленькие головы и массивные туловища, ног и вовсе две.


Конь «колода». Конец XIX – начало ХХ вв. Онежский полуостров, Архангельская губерния. Государственный Русский музей

Снабженные колесиками, коньки превращались в «каталки», которые можно было возить за собой за веревочку. Поездить на таком красавце, конечно, не удастся, но привыкать к мысли о лошади в хозяйстве мальчишку научит.


Конь-каталка. XIX век. Музейный центр Дворца творчества детей и юношества г. Петрозаводска

В постоянной экспозиции Российского этнографического музея есть архангельская «каталка», внешним видом разительно схожая с современным скейтбордом. Причем, если всмотреться в ее формы, то на ум приходит сходство с корневой прялкой, то есть сделанной из корневой части дерева. Как знать, может быть отец-умелец переделал попорченную прялку в каталку?


Конь-каталка. XIX век. Архангельская губерния. Российский этнографический музей. Фото Д. Тарасов

Каждый мужчина был способен вырезать своему сынишке такого коня, для этого не нужно было обладать особым мастерством. Зато у мастеров, которые профессионально занимались работой с деревом, получались замечательные игрушки. Хорошим примером может послужить хранящийся в Национальном музее Республики Карелия конь работы мастера Ивана Васильевича Филина, краснодеревщика из заонежской деревни Толстиково. Как и многие выходцы из Заонежья он работал в Санкт-Петербурге, хорошо был знаком с городским бытом, и многое из него привнес в свои изделия, уже вернувшись в родную деревню. Его конь, сделанный для своих детей, строен, высок и заботливо снабжен подставкой для детских ножек. В изначальном виде он же был обладателем настоящей конской гривы и хвоста. От гривы мало что сохранилось, но хвост, должно быть выдержавший много испытаний от рук юных владельцев, на месте.


Игрушка. Конь. 1920-е годы. Автор Иван Васильевич Филин. Д. Толстиково, Петрозаводский уезд, Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия

Взаимоотношения ребенка с такой игрушкой были длительными и продолжались не один год. Старшие могли возить еще совсем юного всадника, сажая его верхом. Такой конь-каталка был прекрасным подспорьем для ребенка, который учился ходить, и приходил на смену ходулькам. Малыш мог держаться за своего коня и толкать его по дому, а когда подрастал, уже сам катал его за собой.

В городском быту широко был распространен тип игрушки-качалки. Прекрасную коллекцию старинных игрушек, среди которых множество лошадок, можно видеть в Музее детства Виктории и Альберта в Лондоне. Есть среди них и игрушки российского производства.


Лошадки-качалки в Музее детства Виктории и Альберта в Лондоне. По материалам Интернета

В России же были целые села и деревни, жители которых занимались массовым изготовлением деревянных игрушек. Владимирская, Нижегородская губернии поставляли на российский рынок своих коней, каталки, и целые экипажи – двойки и тройки. Славились своими игрушками Сергиево-посадские мастера, чей объем поставок на рынок считался десятками тысяч пудов.

Интересно, что и в наше время производят деревянные игрушки, в том числе и коньков – по старинным образцам или по их мотивам. Хорошо, когда поддерживается традиция вкупе с заботой о экологически чистых и безопасных игрушках. Я же на последок приведу пример того самого пластмассового друга, пожертвовавшего своей головой и занявшего необычное, но достойное место – на коньке одного из петрозаводских дровяных сараев.

Национальный музей Карелии