19 августа 2013, 12:35

Грибо-ягодное время. Часть 1

Грибо-ягодное время. Часть 1

В июле в деревне начинается тонкая дипломатическая игра на почве сбора ягод, повторяющаяся каждый год. Очередь в сельском магазине. Дамы, пристально следя друг за другом, ведут непринужденные разговоры: кто с кем пошел, куда, на какое место, сколько принесли и когда пойдут снова. Умение пережить ягодный период и не поссориться с подругами-ягодницами («пошли, а меня не взяли…»), дано не всем. Популярны прятки: кто лучше спрячется в кустах малины, игнорируя призывное «ау» выследившего и догнавшего соседа. Почему-то народ свято верит, что ягод хватит не всем.

Купленный в магазине сахар придирчиво оценивается на предмет сырости. Опытный продавец знает, что если оставить на ночь рядом с открытым мешком сахарного песка ведро воды, сыпучий продукт к утру станет значительно тяжелее… Несмотря на святость традиции варения варений, наблюдаю тенденцию среди знакомых дачниц жаловаться, что варить становится не для кого. Не едят. Чем старше дети, тем хуже идет варенье. Еще бы! Наблюдая за тетушкой, которая на 10 стаканов ягод засыпала в кастрюлю 10 стаканов песка, подумала, что в калькуляторе цифр таких нет, чтобы калорийность на экран вывести! Тем, кто не любит очень сладкое, на помощь приходят морозильные камеры и заморозка свежих ягод. А как наши прадеды справлялись со сбором, потреблением и хранением ягод в условиях отсутствия холодильников и сахарного песка?

Собирательство, как написано в любом учебнике дл 5-6 класса, всегда было делом для женщин и детей. Особого умения не требует, только терпения и кропотливости.
Если задаться целью использовать слова северного диалекта, то картина похода в лес выглядела бы так: вооружась туесами, бураками и грабилками, девки, топча лапотками мякушки, и собирая по пути любовь-траву, шли в лес за брусницей. То есть пошли за брусникой, топтали клевер, рвали незабудки, и несли тару с инструментом сбора. Туесы нам знакомы по детским сказкам и сувенирным лавочкам, бураки – это корзины, а грабилки многие знают под именем «комбайнов».
У этого металлического приспособления для сбора ягод есть деревянный предшественник – грабилка.


Грабилка для сбора ягод. Конец XIX – начло ХХ вв. Село Шуерецкое, Кемский уезд, Архангельская губерния. Национальный музей Республики Карелия

На Севере России такое орудие также назвали «набирка», «грабельцы», «горсть». Мы не знаем, когда и кто сообразил вырезать из дерева первый такой инструмент, но можно предположить, кто вдохновил этого человека. Скорее всего – медведь. Ягодные места манят этого лакомку, чьи косолапые конечности вполне способны прокормить прожорливого лесного богатыря. Управляется он ими весьма ловко – и рыбу в стремнине ловит, и овес лопает, и ягоды собирает. Тех медведей, которые повадились ходить на поля, засеянные овсом, недаром называют овсяниками. Цитирую очевидца: «на зад сел, лапы запустил в овес и снизу вверх по стеблю вжих когтями, загребая весь овес в пасть». Так же и с ягодами: недаром длинные зубы грабилок так схожи с когтистой лапой медведя.

Аккуратное обращение с грабилками позволяло бережно относиться к ягодным угодьям. Чтобы не навредить растению, «когти» аккуратно продевали через веточки ягодного кустика возле земли и слегка трясли, чтобы ягоды осыпались, а листья при этом не повреждались. От фантазии и прилежности мастера зависела форма инструмента, вырезавшегося из дерева. На фотографиях видно, что они могли быть как очень простыми, утилитарными, так и затейливо украшенными росписью или резьбой.


Грабилки: 1 – д. Вокнаволок, Кемский уезд; 2 – д. Кевасалма, Пудожский уезд; 3 – Олонецкий уезд; 4 – д. Чуркина гора, Пудожский уезд; 5 – д. Евгора, Повенецкий уезд. Конец XIX — 1 половина ХХ вв. Национальный музей Республики Карелия

Летом старались есть свежие ягоды, но умели заготавливать впрок, употребляя в пищу зимой. Собирали бруснику, чернику, клюкву, морошку. Не брали голубику – считалось, что от нее болит голова. Бруснику толкли и хранили в бочках с водой, как и морошку. Клюкву держали в кадках, корзинах и коробах в амбаре или сенях. Малину, чернику, рябину и черемуху высушивали и использовали в медицинских целях.

Ягоды были частым гостем на столе северного крестьянина, служа прекрасным источником витаминов. Из них варили кисель и употребляли вместе с блинами. Ягоды замешивали с толокном или ржаной мукой и ели как отдельное блюдо. С начинкой из брусники, черники или клюквы делали пироги – ягодники. Когда их выпекали, старались использовать пшеничную муку, редкость в крестьянском доме. Пироги с ягодами делались такие же, как и сейчас – открытые, большие.

В качестве повседневного напитка, наряду с квасом из репы и хлеба, суррогатами чая и кофе, использовалась брусничная вода. Мы бы назвали этот напиток несладким морсом: в кадушке настаивалась вода на толченых ягодах брусники. Не всем по карману была покупка чая и вместо него использовали листья малины, смородины, брусники, мяты и зверобоя. Перед тем как заварить, высушенные листья ломали и растирали в ладонях, высвобождая аромат лета, который они сберегли.
Напоследок предлагаю немного помедитировать на эту прекрасную картину в виде почти пяти литров отборной морошки. В следующий раз речь пойдет о грибах.

Национальный музей Карелии