Не так давно еще бушевали страсти по голливудской «Анне Карениной», а на 16 мая назначено начало российского проката «Великого Гэтсби». Фильм еще не вышел, а ему уже посвящены паблики в соцсетях: публика волнуется. Новая работа режиссёра База Лурмана, создателя «Ромео + Джульетта» и «Мулен Руж», — драма «Великий Гэтсби» — снята по мотивам романа американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.
Право, не будь в титрах Ди Каприо, умеющего играть по-настоящему сложно и небанально, я бы заранее расстроилась. За хорошую книжку всегда переживаешь. Свой роман Фицджеральд написал почти век назад, в 1925, в разгар эпохи, которая и была названа позднее по заглавию фицджеральдовского же сборника рассказов — «Век джаза». «Ревущие двадцатые», последовавшие за Первой мировой войной, стали временем эйфории. Время сытости, развлечений, состояний, делавшихся в обход закона, авто, шампанского (и сухого закона!) и вечеринок до утра. Что характерно, Ник Каррауэй, повествователь в романе Фицджеральда, приезжает устраиваться на работу в Нью-Йорк, а потом за всю историю эта работа будет лишь два раза мельком упомянута. Один раз он приедет туда с утра отсыпаться после вечеринки. Никто не знал и не думал тогда, что всё закончится крахом биржи в 1929, обнищанием, безработицей, самоубийствами банкротов-бизнесменов. После великой эйфории — «Великая депрессия».
Фицджеральд писал так, как будто немного догадывался. И смутная тревога, ощущение, что «что-то не так» выразилось в судьбе главного героя романа, погнавшегося за своей мечтой, положившего за неё жизнь и… да просто положившего за неё жизнь.
Фицджеральд и сам всю жизнь гнался за мечтой и даже, кажется, где-то ухватил её за хвост. Хотел жениться на самой красивой и весёлой девушке — женился на самой красивой и весёлой девушке Зельде Сейр. Хотел быть преуспевающим писателем — стал самым успешным и хорошо оплачиваемым писателем своего поколения. Глянцевые американские журналы 1920-х один за другим печатали рассказы Фицджеральда о детях «века джаза», а газеты — светскую хронику с фотографиями Зельды и Фицджеральда на красных дорожках и пляжах Нового и Старого Света. Только вот с 1925 года Зельда стала страдать приступами душевного расстройства, которые к 1930-му привели её в клинику для душевнобольных, где она и провела остаток жизни. А на долю Фицджеральда достались алкоголь, поденная литературная работа ради денег, сомнения в себе и своем таланте и смерть в 44 года от сердечного приступа.
В «Великом Гэтсби» всё тоже не очень просто. Его и критиковали довольно много, прежде чем книга обрела репутацию шедевра американской литературы. С одной стороны, динамичное, полное событий повествование кажется простым, как анекдот: миллионер-нувориш Гэтсби добивается женщины, которую полюбил в молодости, будучи еще бедняком-голодранцем. И популярность Фицджеральда отчасти выросла на этой внешней незамысловатости (особенно на фоне того, что в эти же годы делали Джеймс Джойс, или Гертруда Стайн, или Джон Дос Пассос). Но почти так же как в якобы незамысловатом мире героев Хемингуэя, друга и соперника Фицджеральда, за повествовательной простотой в «Великом Гэтсби» много непростого.
За «туманность» книгу тоже критиковали. Редактору М.Перкинсу, например, показалось, что сама фигура таинственного миллионера Гэтсби слишком таинственная, и он советовал придать ей побольше определённости. Фицджеральд тогда парировал, что именно «расплывчатость, присущая Гэтсби, оказалась как раз тем, что нужно». В конце концов двойственность была осознана как неотъемлемая черта художественного мира писателя.
Критики уже успели похвалить фильм Лурмана за корректное отношение к оригиналу. Но в любом случае, экранизация, конечно, будет режиссёрской версией сюжета. В истории Гэтсби режиссёр увидел параллель с современностью, и СМИ уже не раз процитировали его слова: «Если бы я просто подставил зрителям зеркало со словами: «Вы опьянели от денег», — они не стали бы в него смотреть. Но если спроецировать всё на другую эпоху, то, возможно, они что-то увидят. «Великий Гэтсби» очень хорошо объясняет, кем мы были и кем стали сейчас».
Фицджеральд, американский гений, добывший славу в гламурных журналах, как будто создан для экранизации. И все-таки фильм легко может провалиться. Посмотрим.