07 августа 2013, 12:29

Обувь для ножных лап

Обувь для ножных лап

Который год убеждаюсь: русские народные сказки делают свое темное дело и продолжают просвещать детей даже в эпоху всеобщей информатизации. Музейное занятие, детский сад, публика лет четырех-пяти, кто ковыряет в носу, кто подозрительно замер, таращась на гостя. Но стоит достать из нашего «Волшебного сундучка» потрепанный лапоток и вопросить, что же это за диво дивное, современному человеку совершенно не нужное, как все радостно и дружно тянут «Ла-а-а-пти…» Впрочем, пристрастие к этой традиционной обуви в крови и у ребят постарше. Рассказываю про народный праздничный костюм: тут парча, тут ткани штофные, ленты и жемчуга… Но почти все в ответ на вопрос «А что на ногах у красавицы?» уверенно отвечают: лапти. Потому как у всех у нас где-то в мозгу сидит картинка из суровой русской истории эпохи крепостного права – стоит бедняга-крестьянин в лаптях на снегу, голову перед барином понурил или спину в три погибели согнул.

Товарищи! Запомним: в Карелии не было крепостного права, и даже самые бедные крестьяне старались ходить все ж таки в сапогах. А в лаптях щеголяли и самые зажиточные – когда это было уместно.


А.Г. Венецианов. Крестьянский мальчик, надевающий лапти. 1820-е гг

В прошлый раз мы косили сено – хороший повод примерить лапти. Еще – в лес за грибами, ягодами, или если вам необходимо расчистить участок в лесу для подсеки. Не будете же вы кожаные подметки по горячей золе портить. Тут и пригождается древняя, доступная, удобная, легкая и такая недолговечная обувь, как лапти. Впрочем, я совсем не ратую за их ношение – чревато плоскостопием, да и не все поймут.

Объяснение вполне очевидного названия этой обуви у В.Даля трогает за душу: «короткая плетеная обувь на ножную лапу». Из чего только не плели лапти на Руси! Из лыка, бересты, мочала, коры ракиты и ивы, вяза, дуба, тонких корней, из пеньковых оческов, из конского волоса и соломы.

Лапти плелись осенью-зимой, в свободное от работ время, загодя и в больших количествах. Ведь летом каждый человек менял пару лаптей через две недели (они быстро снашиваются), а на подсеке в день уходило по две пары в день. Плетутся лапти быстро, за несколько минут, было бы умение, материал и инструмент. Самыми популярными в наших краях были лапти из березовой коры, бересты. Бересту заготавливали в самом начале лета. Ее срезали по спирали со ствола березы и свивали в большие клубки, которые могли храниться годами. Такая лента называлась «сарга». Но помимо бересты могло пойти в ход и лыко – подкорный слой дерева.

Главный инструмент лапотника, мастера по изготовлению лаптей, это «котáч». Так называли в Олонецкой губернии кочедыг (кочедык) – лапотное шило. Его могли делать сами мастера из дерева или берцовой кости быка или телки, срезая ее наискось.


Кочедыг из кости – лапотное шило. Начало ХХ в. Подпорожский район, Ленинградская область. Национальный музей Республики Карелия

Можно было заказать местному кузнецу металлический кочедыг – пластинку, загнутую крючком с рабочего края. Помимо этого инструмента еще использовались колодки разных размеров, которые оплетались длинными берестяными или лыковыми лентами. Из под ловких пальцев мастера выходили лапти, как их называли в Карелии – «вéрзни». Плелись лапти по одной колодке, а потом разнашивались, принимая необходимую форму – на левую и правую ногу. Лапти могли плестись методом косого или прямого плетения, из 3 или 5 полосок бересты. Отличались они и по форме. Закрытые лапти с высокими носком и пяткой – это наследие эпохи «новгородской» колонизации Карелии, их в буквальном смысле принесли на своих ногах выходцы из Великого Новгорода.


Лапти берестяные. 1 половина ХХ века. Деревня Калиностров, Шелтозерский район. Национальный музей Республики Карелия

А лапти с низкими краями и пяткой считаются более древними, их предпочитало население северной и средней Карелии.


Лапти лыковые с оборами. XIX в. Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия

Лапти – очень легкая обувь, почти невесомая, но жесткая. Поэтому ноги заворачивали онучами-портянками (hattara) – холщовой или суконной лентой длиной не меньше полутора метров. Онучи закрывали ноги до колен. Поверх одевались паголенки (kalzut) – полотняные голенища, или старые шерстяные чулки. В ушки лаптей продевались оборы – 1.5-метровые шнурки-веревки, которые крест-накрест охватывали ногу и крепили лапоть.


Паголенка (одна из пары). Конец XIX – начало ХХ вв. Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия

Для ходьбы по двору и дома плелись «ступни» или «босовики» — лапти без задников похожие на мелкие галоши. Их можно было надевать на босую ногу. Подобные лапти, но уже с онучами, годились и для подсеки: чем ниже края лаптя, тем меньше шансов, что в лапоть завалится тлеющий уголек.

Качественное берестяное плетение позволяло создавать изделия, не пропускавшие воду. Конечно, чтобы предмет не терял этого свойства и сохранял водонепроницаемость, его время от времени размачивали. Хорошим заменителем резиновых сапог для ходьбы по болотам могли служить берестяные сапоги (tuohišaapaaš), популярные в северной и средней Карелии.


Сапог берестяной. Начало ХХ в. Петрозаводский уезд, Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия

Мы привыкли не обращать внимания на следы, которые оставляет наша современная обувь, все они очень разные – от рифленых протекторов до пронзающих землю шпилек. А каких-то 70 лет назад в летнюю пору пыльные дороги Карелии покрывали совсем другие следы – в клеточку…

А к бересте мы еще вернемся – тут одной статьей не обойтись!

Национальный музей Карелии