09 января 2013, 11:00

Году начало, зиме середка

Году начало, зиме середка

Верю в Деда Мороза и ежегодно медитирую на ёлку. Ну как можно не верить, если он так щиплет за нос и щеки, не давая о себе забыть? Впрочем, отношения с природой и ее персонифицированными воплощениями — это личное дело каждого. Никогда не забуду Настоящее письмо от Деда Мороза в огромном конверте, едва вместившемся в почтовый ящик, которое мы с мамой забрали, возвращаясь из детского сада. Мои круглые от счастья глаза, должно быть, освещали темную лестницу… И не важно, что почерк мамин, зато оно было так прекрасно и разрисовано цветными карандашами! Дома ждала елочка – маленькая и благородно-искусственная, очень пушистая. Моя тетя всегда ставила живую ёлку. Однажды даже была расчлененная: дядя принес из леса ёлочку в рюкзаке, распиленную на части. Ее склеили изолентой, зрелище было печальное, да и на третий день она осыпалась.

31 декабря дружно ждет вся страна. А каким был Новый год раньше?

Еще сто лет назад наши прабабушки с прадедушками на наступление Нового года обращали мало внимания. Новый календарный год наступает – что такого, подумаешь, событие! Благородная публика в честь этого могла отпить шампанского на маскараде, крестьянин же мирно храпел на лавке, если не донимали ряженые. Гораздо важнее для людей было Рождество – великий праздник, хотя и он по своей значимости уступал Пасхе. Вся праздничная «канитель» связывалась с Рождественским сочельником (24 декабря) и Рождеством Христовым (25 декабря) — и балы, и славление младенца Христа, и походы в гости и угощение. С этого дня начинались Святки, на которые приходилось и 1 января.

Однако равнодушие наших прадедов к Новому году не означало отсутствия в эти дни атмосферы праздника. Постепенно в России установилась традиция устраивать ёлки. Причем, под словом «Ёлка» стоит подразумевать не только факт наличия самого дерева в помещении, но и сам праздник, действо. Горожане привыкли к наряженным ёлкам в своих квартирах не так давно – лишь в середине XIX века.


У рождественской ёлки. Фотография. Начало ХХ века. По материалам Интернета

Для крестьянских детишек ёлки устраивались в школах учителями, или в господских усадьбах. Причем судьба ёлок была иная, чем у их нынешних преемниц. Они не стояли неделями, сверкая игрушками, их… объедали. Ёлки наряжались восковыми свечами, на ветки вешались сладости, конфеты, бонбоньерки, подарки. Приглашали детей, открывая перед ними дверь в комнату, где стояла ёлка. Дети восторженно рассматривали дерево – на нем уже горели свечи или их только торжественно зажигали. В 1890 году в детском Николаевском приюте в Петрозаводске свечи зажгли так: фитили были соединены особой ниткой, и на глазах восхищенных детей огонек побежал ломаной линией от свечки к свечке. Дети, приглашенные на праздник в приют, и уже бывшие на других городских елках, признали эту самой лучшей.


Вигго Юхансен. Счастливое Рождество. 1891 год

Затем с ёлки снимались подарки и сладости – ветки пустели, но праздник продолжался: устраивались танцы, чтение стихов. И ёлочные игрушки XIX века большая редкость именно потому, что сохранить их было очень трудно — не есть, разве что…И триумф ёлок был недолог, как это хорошо описано в сказке Андерсена.
Зато еловые ветви, соединенные в длинные гирлянды, были излюбленным способом украшения интерьеров, домов и праздничных сооружений – они красиво извивались по стенам, наполняя помещения своим ароматом. Причем к этому дешевому и праздничному способу прибегали не только зимой, но и летом. Модно было устраивать «иллюминации» — устанавливать в оконные проемы свечи, свет которых хорошо был виден с улицы.

Для благородной публики в Петрозаводске проводились балы и маскарады. Очень популярны были костюмы «домино» — накидка без рукавов с капюшоном из черного сатина или шелка. Шили их сами и пользовались в течение нескольких лет. К домино полагались бархатные маски с черными длинными кружевами.


Константин Сомов. Язычок Коломбины. 1915 год

На маскарадах встречались и бумажные маски (из папье-маше) — голова старика, старухи, девушки, парня, черта и разных зверей. Их покупали в магазинах. Горожанами шились оригинальные костюмы – боярышни, цыганки, украинки, пастуха, трубочиста, дьячка. Если не было своих костюмов, то их брали напрокат у портных. В конце маскарада давались премии за лучшие костюмы. Бывали костюмы и «на злобу дня»: так в начале ХХ века поразил воображение петрозаводчан костюм под названием «Петрозаводская электростанция»…

Городские и деревенские девицы в ночь с 31 декабря на 1 января, в Васильев вечер по народному календарю, гадали. Две-три подружки собирались дома у одной из них, варили пельмени, пряжили пироги. Слоняющиеся по улицам парни в масках приносили петуха. По поверью, с чьей кучки набросанного зерна петух клюнет первым, та девица скорее выйдет замуж. Хорошо, если петух попадался голодный или хотя бы дисциплинированный, а то были случаи, когда птица начинала паниковать, и ее всей компанией отлавливали по комнате.


Святочное гадание с петухом. Гравюра Кампо Вейермана по рисунку Г. Тихомирова. 2 половина XIX века

В XIX веке по случаю наступления Нового года в храмах священники служили Божественные литургии, но и одновременно молились о защитниках, павших во славу Отечества.

Все-таки, не смотря на то, что в английском языке «дед Мороз» звучит, как «мертвый угрюмец» (dead morose), это по-настоящему сказочный и праздничный персонаж, хоть и бывает суровым и строгим. Интересно, что мы с вами 1 января (по старому стилю – 19 декабря) отмечаем день святого мученика Вонифатия Римского и святого Ильи Печерского. Первый актуален для новогодней России тем, что покровительствует страдающим алкоголизмом, а второй не кто иной, как исторический прототип Ильи Муромца. Чуете сказочную атмосферу в новогоднем воздухе?

Национальный музей Карелии

Подписи к фото:
1. —
2. У рождественской ёлки. Фотография. Начало ХХ века. По материалам Интернета.
3. Вигго Юхансен. Счастливое Рождество. 1891 год.
4. Константин Сомов. Язычок Коломбины. 1915 год.
5. Святочное гадание с петухом. Гравюра Кампо Вейермана по рисунку Г. Тихомирова. 2 половина XIX века.

Календарь-Викторина:

Чьим покровителем является святой Илья Печерский?

Присылайте свои варианты ответов на наш адрес viktorina@vedkar.ru и вы сможете выиграть приз из коллекции уникальных круп и бобовых со всего мира от компании «Ярмарка»!

Чего там у них только не бывает: и традиционный турецкий булгур, и марокканский кускус, и итальянский рис Нероне, растущий в единственном месте на Земле, и перуанская киноа, и азиатский красный рис и многое другое. Также есть вкусные рецепты народов мира; есть и первое, и второе; различные ризотто и супы.

Победитель предыдущей викторины

А победителем предыдущей викторины становится Александр Кудряшов. Вопрос звучал так: «25 декабря (12 декабря по старому стилю) отмечался день Спиридона Солнцеворота. С этого времени ночь начинала убывать, а день прибывать. Согласно поверьям, в этот день хозяйке следовало воткнуть в притолоку серп, а хозяину – топор в порог. С какой целью хозяева портили свое имущество?». И вот что написал Александр: «В этот день проводили разные магические обряды. Сразу после солнцеворота хозяйка втыкала серп в притолоку, а хозяин вклинивал топор в порог, чтобы сила этих инструментов передалась дому и защитила его от нечистой силы. На Спиридона полагалось кормить кур зерном из правого рукава, чтобы они лучше неслись».

Поздравляем победителя и приглашаем за призом!