Звезда шоу-бизнеса прибыла в Карелию, чтобы спустить суда на воду
Россия была и остается великой морской державой. Чтобы не потерять этот статус, необходимо постоянно обновлять флот. Сделать это ровно 20 лет назад было очень непросто. Карельское предприятие Беломорско-Онежское пароходство много лет испытывало финансовые трудности. Тем не менее, в июне 2001 года на воду сошли два новых судна БОПа «Петр Стрелков» и «Евгений Сокольницкий». Отправили в большое плавание два реконструированных, можно сказать — новых судна БОПа на глазах у широкой публики, на пристани у Речного вокзала.
Событие по тем временам, действительно, эпохальное. Даже ветераны пароходства не смогли точно припомнить, когда в Карелии в последний раз торжественно спускали на воду корабли (хотя это происходило летом 2000 года, то есть за год до этих событий, вот и видео-доказательства у нас имеются).
«До этого времени все пароходства работали на том, что мы «дохаживали» тот флот, который нам достался. И всем понятно, что если «дохаживать», то рано или поздно эта работа кончится. Поэтому очень важным моментом является выпуск на линию новых судов или после реконструкции. Но это было бы невозможно без участия всей республики в целом»,
- сказал Андрей Нелидов, тогда он был генеральным директором ОАО «БОП».
Пароходство устроило широкий праздник. Были и салют, и угощение для собравшихся. Заместитель председателя Госдумы России, полярник Артур Чилингаров был растроган церемонией: «Большая радость для меня особенно, для моряка. Сегодня вы подтверждаете, что на самом деле ваш город — Город пяти морей». После коротких речей и «обмывания» судов традиционной бутылкой шампанского, петрозаводчан дальше развлекали танцоры и певцы, в том числе приехавшие на церемонию из столиц.
Среди них был замечен композитор и исполнитель Игорь Корнелюк: «Мне впервые приходится присутствовать при спуске судов на воду. Мне очень нравится, особенно, если учесть, что за последние годы мы привыкли к тому, что все, что происходит в России, носит разрушительный характер, то, когда видишь нечто созидательное, то душа наполняется гордостью. Я очень рад, что присутствую при этом замечательном событии». Спустя несколько дней суда отправились в южные моря. Сначала в Италию, затем в Марокко.
Фамилия «Мальми» — одна из известных в нашей республике. 12 июня исполняется 110 лет со дня рождения заслуженной артистки Карелии Хельми Мальми. Ровно 20 лет назад журналисты телеканала «Ника Плюс» отправились к ее дочери — тоже знаменитого хореографу и фольклористу Виоле Мальми, которая продолжила дело жизни своей мамы. Выяснилось, что при жизни о Хельми Мальми редко говорили — не писали хвалебных статей, не снимали на пленку поставленные ею уникальные танцы.
«Творческая судьба у нее была очень интересная. Потому что она делала то, что не умел никто делать. Но уважения она от этого не имела больше. Ни уважения, ни почета, ни званий — ничего. Даже когда ее наградили званием «Заслуженная актриса Карелии», ей дали документ «Заслуженного работника культуры». Это уже сверх-неуважение — даже не сличить документы, чтобы человеку дать то, что он заслужил»,
- рассказывала ее дочь Виола.
Хельми Ивановна прожила 79 лет. Непростых, порой чудовищных, и все же счастливых. Она родилась в 1911 году в Петербурге: «Дядя был в Мариинском театре балетмейстером. Он, видимо, вложил божью искорку, раскрыл ее талант. Сколько мама себя помнила, она всегда была в гуще танцевальных событий. Будучи маленькой, она уже и ставила танцы, и собирала коллективы». В военные годы, уверенная, что ее семья погибла на взорванной фашистами барже, Хельми просится на фронт. И ее отправляют танцевать в военном ансамбле перед бойцами. Более полутора тысяч концертов дала Хельми Мальми во время войны. И единственная из всех, выступавших на передовой, не получила награды — из-за финской фамилии. Однако, страна своих героев не забыла. В послевоенные годы власти не раз напоминали Мальми о ее неудобной национальности. Как и большинству карельских финнов ей пришлось пройти через кошмар доносов, бесконечных вызовов на допросы, избиений: «Ее профессия позволила ей забыть все сложности. Она же была астматик, она задыхалась. Это после того, как ее избили, у нее начались страшные приступы астмы. Они не проходили где-то до шестидесятых годов. Каждый раз, когда она видела милицейскую форму, у нее начинались страшные приступы».
Социализм требовал от искусства жертв. Хореографы должны были ставить идейные танцы на производственную тематику: «Мама, мне кажется, единственная в стране, кто не пошла за этим. Она работала над фольклорным танцем, и она с этим умерла. Она себе не изменила ни в чем». Несмотря на все тяготы неустроенной жизни Хельми была удивительно светлым, веселым человеком: «Очень улыбчивая и очень красивая. Это видно и на фотографиях военного времени и после войны. Доходило до смешного. Прямо как анекдот. С ней даже на улице подходили знакомиться молодые юноши. Это даже в те времена, когда уже у нее дети выросли, и она стала бабушкой, ей было уже лет шестьдесят».
Такой была Хельми и в жизни, и в работе. «Шутя» руководила народными ансамблями «Кантеле» (профессиональный) и «Карьяла» (самодеятельный). В начале нулевых танцы, поставленные знаменитой прабабушкой, танцевал уже ее правнук Степан, ставший впоследствии артистом ансамбля «Кантеле»:
«Я знаю, что она была балетмейстером, видел концерт, посвященный ей». Дочь Виола Мальми создала Фонд имени своей матери. Благодаря этому начинанию появилась возможность проводить ежегодно фестиваль фольклорных коллективов, награждать победителей конкурса балетмейстеров, которые возрождали традиции национального сценического танца. И это была лучшая память о нашей талантливой землячке.
Таким было 11 июня ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.