14 марта 2019, 08:43

Поиски и открытия Виолы Мальми: почему карелы не поднимают руки вверх?

С 15 по 17 марта в Петрозаводске пройдет межрегиональный детско-юношеский фестиваль народного творчества «Хумахуш».

Ради чего возник этот фестиваль, что дает его участникам и что хотят получить от него организаторы? Об этом мы беседуем с одним из его вдохновителей, педагогом-балетмейстером Петровского дворца Натальей Кашириной.

Первый состоялся два года назад, и тот «блин», видимо, не оказался комом, раз захотелось еще раз окунуться в эти хлопоты?

Конечно, не был комом. «Хумахуш» — головокружительный танец, которым начинались практически все программы Виолы Мальми, замечательного хореографа и фольклориста. Он и вдохновлен, и посвящен ей. Я много лет работаю с детьми, мне хочется, чтобы они тоже знали этого человека. Виола настоящий герой Карелии, потому что подняла наш фольклор, да и всю карельскую культуру, на очень высокий уровень. Она написала более 10 книг, провела массу народных праздников, которые стали традиционными в районах, создала за время работы, если не ошибаюсь, 17 фольклорных групп, начинала еще в 1970—1980-е годы.

Именно она была вдохновителем и организатором праздников в Киндасове. Правда, сначала она создала в этой деревне первую в Карелии фольклорную группу из местных бабушек. Собрала всех, кто мог петь, танцевать и что-то вспоминать. Благодаря ей они первый раз в жизни побывали на острове Кижи, первый раз плыли на «метеоре», первый раз приехали выступать в Москву, впервые проехали на метро...

Виола Мальми в Киндасове

Виола открыла им мир. И Москва, и Санкт-Петербург очень хорошо принимали их, выступления проходили с большим успехом. Сколько талантов нашла, сколько сил пробудила за всю свою жизнь! В Калевальском краю она записала от Максима Мартемьяновича Кондратьева популярную нынче среди хореографов, красивейшую «Кестеньгскую кадриль» — шедевр народного танцевального творчества. Виолу большинство считает хореографом, но она записывала и песни, потому что в карельских деревнях танцевали под них — такая особенность этого фольклора.

Виола изучает карельские танцы. Фото Бориса Семенова

Она записывала все, что касается быта и жизни людей, ведь от этого всего зависел рисунок танца. Если карельские мужики уходили на заработки или в море, то женщины оставались дома и выполняли наряду со своими все мужские работы. Наверное, оттого в Карелии сложились равноправные отношения мужчины и женщины. Это отражается в фольклоре, и в танцах в частности.

Она с коллективом фольклорного театра «Горница» поставила 10 спектаклей по эпосу «Калевала». И это не просто так произошло. Виола Генриховна - актриса по образованию, окончила ГИТИС, работала в нашем Музыкальном театре, играла главные роли, то есть она не случайно взялась писать сценарии и ставить спектакли по эпосу «Калевала», ей как профессионалу было интересно этим заниматься.

Правда, первые спектакли состоялись не у нас в Карелии, а в Финляндии, потому что когда она пришла со своей идеей к нашим чиновникам от культуры, то понимания не нашла, ей прямо так и говорили: «Идите со своим фольклором, кому он вообще нужен?»

Тогда она поделилась своими задумками с друзьями в Финляндии, которых у нее было очень много и ее пригласили показать постановки. Мы с «Горницей» поехали в коммуну Рануа на севере страны и дали здесь первый спектакль «Айно». Он прошел в двух составах: жители деревни до того захотели в нем участвовать, что предложили своих исполнителей. В первом Айно играла наша Лена Николюкина, а во второй раз главную роль исполняла финская девушка, в других были заняты многие жители деревни.

Был там такой мастер Эркки, он делал все декорации, щуку выстрогал, кантеле сделал, изо льда и снега вместе с помощниками выстроил сценическую площадку, все закулисье — мы переодевались среди снежных глыб. И освещение было, и все что нужно. Откуда они брали средства, не знаю, но все работали с огромным желанием: кто вырезал лошадей из фанеры, кто красил их, кто шил костюмы. Это был такой творческий процесс, который вовлек массу людей. Эта работа, несомненно, подняла и статус коммуны, потому что в газетах Финляндии писали о большом спектакле, поставленном Виолой Мальми.

Мы несколько лет ездили туда с разными постановками, потом нас приглашали с ними в Рованиеми и другие города Финляндии. Там Виолу помнят и чтут, она там герой.

А как и когда удалось осуществить их в Карелии?

У нас в Петрозаводске первый спектакль Виолы состоялся уже в начале двухтысячных, в парке «Ямка» мы показали «Листы каменной книги», потом дали его в Музыкальном театре и на Дне республики на стадионе «Спартак». Много людей познакомились с этой работой.

На стадионе «Юность» представили «Медвежье камлание». Тогда приезжала подруга Виолы, известный во всей Финляндии хореограф Сиркка Виитанен, она тогда говорила: «Виола, я тоже хореограф, балетмейстер, ставила праздники на огромное количество участников, но мне никогда не удавалось сделать уличный спектакль. Как тебе удается?!»

А удавалось, потому что она была настоящим подвижником.

Каждый год в сентябре, когда «Горница» собиралась после летнего отдыха на первую репетицию, она говорила: «Так, в этом году ставим «Куллерво»... (и каждый раз она выбирала новое имя спектакля), потом едем в Финляндию, затем в Швецию, потом у нас концерт… Мы летом отдыхали, путешествовали, а она обдумывала, жила этим.

Есть такое понятие «родовая память» — там наши истоки. И мне хотелось, чтобы дети, внуки, мои в частности, узнали ее имя, чем она занималась и какую адову работу провела, сколько подняла материала и сколько нам оставила.

Я больше 20 лет оттанцевала, отпела в «Горнице» и посчитала, что раз я этим занимаюсь, у меня есть детский творческий коллектив «Кулкусет», то просто обязана организовать такое событие в городе, чтобы дети, их родители, друзья узнали об этом человеке, а кто знает, пришли бы вспомнили и отдали дань памяти Виоле Мальми.

Цель была – организовать межрегиональный детско-юношеский фестиваль народного творчества, теперь он уже имени Виолы Генриховны Мальми.

"Крууга" зажигает

Есть ли коллективы, которые в той или иной мере продолжают традиции Виолы Мальми?

Да, это ансамбль танца «Созвездие», фольклорный театр «Крууга», фольклорные ансамбли музея-заповедника «Кижи», ансамбль «Каяхуш», молодежная студия ансамбля «Кантеле», «Кулкусет», они будут участвовать в фестивале. Среди взрослых продолжателей этих традиций – «Кантеле», «Карьяла», «Горница»...

Они берут ее материал, используют его, пытаются делать свою интерпретацию, а что-то танцуют так, как записала Виола Генриховна. Вот недавно был концерт «Кантеле»: там исполнялись танцы Виолы и Хельми Мальми, Василия Кононова разными поколениями танцоров!

«Хумахуш» — фестиваль для фольклорных коллективов?

Нет, конечно. Безусловно, одна из его задач – пропаганда творческого наследия Виолы Мальми, и мы хотим, чтобы детские коллективы, которые занимаются любым народным творчеством, использовали эти материалы, как это делают «Крууга», «Созвездие», «Триумф,» «Иван да Марья» — не просто складывать движения в комбинации, а понимать танец, вкладывать в него душу.

Поинтересуйтесь в музее, в книгах, расспросите, чем люди занимались, как они себя вели, каким трудом воспитывалась девушка в карельской семье, от этого походка, шаг, положение рук в танце. Почему карелы не могут в танце поднять руки вверх?

А почему?

Потому что они живут на севере. Если мы с вами идем в пургу, мороз, то стараемся сохранить тепло: подбородок опускаем вниз, руки тоже и сами наклоняемся вперед. А на юге – тепло, солнце, и руки тянутся к нему: в испанском танце позиция рук вверху — традиция, а в северном танце выше плеч не поднимаются. Это идет от наблюдений, а не потому, что так научили. Так что все новации в нашем деле должны быть в гармонии с природой традиционного танца.

Вот и идея фестиваля «Хумахуш» возникла, когда я разговаривала с Борисом Федотовичем Шустовым, нынешним руководителем «Горницы», о том, что надо все номера Виолы разучивать и отдавать, она сама говорила: «Мне ничего не жалко. Берите, пусть люди знают».

У меня нашлись единомышленники: это директор Петровского дворца Марина Михайловна Карасева и наши педагоги, Людмила Павловна Дубинская, которая много лет общалась с Виолой, Борис Федотович Шустов, Татьяна Александровна Леднева, Елена Викторовна Богданова, мои коллеги и другие неравнодушные люди...

Фестиваль называется межрегиональным. Откуда же еще будут участники?

Из районов республики, и не только. Ждем гостей из Рязани, Санкт-Петербурга, Финляндии, где Виолу помнят.

Чем на этот раз удивите зрителей и участников?

Надеюсь, танцами, песнями, а еще у нас будет очень интересная выставка, посвященная Виоле Генриховне. Мы используем материалы Национального архива Карелии о Виоле Мальми и ее семье. Нашли очень много интересного, сделали аннотации к фото.

Очень важный момент фестиваля – это крууги, но в отличие от русского хоровода они никогда не замыкаются, в круугу мог войти любой. Виола собрала полтора десятка крууг — калевальская, ругозерская, паданская... Каждая имеет свой рисунок, это золотой фонд карельской культуры.

16 марта в 17 часов мы устраиваем народное гулянье «Слава карельской крууге!», и каждый желающий потанцевать и поиграть может принять в нем участие. Приходите в Петровский дворец!

Будет и программа для руководителей коллективов — круглый стол «В кругу друзей Виолы Мальми», мастер-класс по карельскому костюму, куда приглашаем всех заинтересованных. Он состоится 15 марта в 10.00. И всех ждем на наших концертах. Открытие фестиваля 15 марта в 17.00, Гала-концерт 17 марта в 15.00. Вход свободный.

 

Ольга Малышева's picture
Автор:

Уже двадцать лет работает в «ТВР-Панораме», которая на сегодня плавно влилась в редакцию портала «Петрозаводск говорит». Ей нравится работать с молодыми, креативными, энергичными и умными коллегами. Правда, они считают ее неким мастодонтом, а потому периодически спрашивают о событиях 1917 или 1812 годов... Но она не возражает, потому что  любит историю. А еще любит ездить в командировки и писать о том, чем и как живут земляки.