Предприятие Карелии чуть не утонуло из-за долгов западным партнерам
Два депутата Законодательного собрания Карелии Владимир Шильников и Михаил Мрыхин созвали 20 лет назад пресс-конференцию, чтобы высказать свою тревогу относительно работы Беломорско-Онежского пароходства. Впрочем, для начала они не смогли обойти стороной вопрос об отставке премьер-министра страны Евгения Примакова, в чем они видели очередной политический и экономический паралич общества. По их мнению, глава государства опять дал веский повод народу для возмущений.
Но гарант Конституции был предметом беседы очень недолго. Вскоре перешли к обсуждению ситуации в Беломорско-Онежском пароходстве, ради чего и задумывалась пресс-конференция. Владимир Шильников уже не раз поднимал эту тему, пытаясь разобраться в причинах немощного положения такого крупного предприятия, чем, кстати, весьма досадил директору БОПа, который нелицеприятно высказался о депутатах в целом. Крупным держателем акций БОПа с 1998 года являлся питерский концерн «Орими», включающий в себя 9 фирм и располагающий завидным капиталом и влиянием. По инициативе «Орими» в том году уже было проведено два внеочередных собрания акционеров, целью которых была идея реорганизации нынешней структуры пароходства.
Надо заметить, что эта идея принадлежала «Орими» и поддерживалась далеко не всеми остальными акционерами. Законодательное собрание Карелии в этом случае также выступало противником структурных преобразований и настаивало на сохранении статуса пароходства, определенного учредительными документами. И также на усилении госконтроля за его деятельностью. И все же попытки преобразования делались. По мнению депутатов, местные власти недостаточно способствовали тому, чтобы пароходство оставалось в числе главных наших предприятий. Отсюда — такое настойчивое желание депутатов обратить внимание властей на БОП. Владимир Шильников сказал: «Речь идет не о том, чтобы завтра банкротом объявить БОП, а о том, чтобы исполнительная власть все таки досконально разобралась с ситуацией — что там происходит».
Банкротство и введение внешнего управления стали одним из пунктов парламентского постановления. В числе нынешних нарушений в БОПе Владимир Шильников также назвал заниженные, по его мнению, ставки аренды водного транспорта и грузоперевозки в целом: «Грузоперевозки, которые, в принципе, должны проводиться здесь в республике, они уходят от БОПа куда-то на сторону. А то, что мы имеем, в принципе не загружено. Отсюда уходит и база налогообложения и так далее». По словам депутата, аренда наших судов составляла около 300 долларов в сутки. И это при средней европейской плате в 700 долларов. «По международным оценкам, это нормальные суда. Я с вами согласен, что с возрастом будет снижаться арендная ставка на них. Но оценивают это специалисты, я-то сам не моряк, и оценивают так, что примерно 500-550 долларов можно было бы взять за аренду этих судов». Кроме всего прочего депутаты выразили беспокойство за судьбу береговых служб и ремонтных баз в случае реорганизации, на которой настаивал «Орими». Но как бы то ни было, вопрос по БОПу решили рассмотреть в правительстве. Пока что само пароходство, имея огромные долги в бюджеты, все же держалось на плаву и даже исправно платило деньги в Пенсионный фонд.
Тема пресс-конференции в Законодательном собрании об экономических перспективах Беломорско-Онежского пароходства нашла свое продолжение на совещании в правительстве. Первый заместитель главы правительства Виктор Масляков тревожно отметил, что «кое-кто заинтересован в скорейшем банкротстве предприятия». И чтобы не допустить этого, необходимо принять срочные меры. Для начала заслушали генерального директора БОПа Грачева о социально-экономическом положении. С его слов, внутренняя ситуация на пароходстве с 1998 года значительно улучшилась. Выплатили долги по зарплате, провели реорганизацию управления.
Однако, эти усилия могли быть сведены на нет внешними долгами. Западным партнерам они задолжали 60 миллионов долларов. Одна из немецких компаний уже настаивала на погашении долга в течение трех месяцев, в противном случае требовала продать суда пароходства по минимальной цене. «Наше предложение было достаточно простое. Мы говорили, что эти 33 судна, которые отданы в отдачу кредитов, вполне могут отдать эти кредиты, но, естественно, не за такой срок. Срок должен быть продлен. И естественно, не при техническом менеджменте немецких менеджеров», - сообщил Грачев. Администрация БОПа планировала разделить единое предприятие на четыре компании. Все документы об этом были розданы участникам совещания, но эту тему обсуждать не стали, так как министерство экономики не подготовило расчет относительно эффективности подобной реорганизации. Так что к этой теме решили вернуться вновь.
Таким было 15 мая ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?