Знаменитые музыканты назначили Петрозаводск центром джаз-культуры мира
В марте 2001 года прошел 11 джаз-фестиваль «Звезды и мы». По мнению организаторов, тот фестиваль сильно отличался от всех предыдущих.
«Он оказался новым, непредсказуемым, неповторимым и особенно звездным. Некоторые исполнители, о которых мы знали только понаслышке, оказались настолько яркими, настолько талантливыми, что это предсказать было невозможно», - заявила Лариса Бердино, директор Музыкального училища, «мама» фестиваля.
Звездный, но привычный ансамбль фестиваля — Андрей Кондаков, Александр Фишер и другие, выступили в настолько новом для себя качестве, представили настолько новые для себя программы, что злословие журналистов поиссякло. По мнению знатоков джаза, не бывает приевшихся музыкантов, они всегда растут, и угнаться за ними невозможно.
«Я своего бывшего ученика, Андрея Кондакова, который учился здесь у нас в училище, я его просто не узнаю — он растет. Прямо как грибы в лесу карельском», - пошутил Владимир Мишин, заведующий джазовым отделением Музучилища.
Было жаль, что тогда мы не увидели «нового» Шилклопера и Бутмана, они не смогли приехать из-за жесткого графика своих гастролей. Но уже тогда стало известно, что подготовка к 12-му фестивалю начинается. Во всяком случае знаменитые музыканты март планировали провести в Петрозаводске, который считали центром джаз-культуры мира. Ведь у нас был и свой биг-бэнд, которого не было тогда даже в Питере. По словам Владимира Фейертага, бессменного ведущего и культовой личности, наш диксиленд — один из лучших в России. Его искусством были потрясены музыканты из Норвегии.
«Вся эта линия в Петрозаводске, она направлена совершенно справедливо вот туда — чтобы молодые люди росли быстрее, чтобы наш город хорошел в музыкальном, джазовом плане, в классическом плане», - отметил Мишин. К сожалению, Петрозаводск «хорошел в плане джаза» почти на голом энтузиазме любителей этого жанра. Денег на это не бвло. Без минкульта и прочих спонсоров фестиваль просто не состоялся бы.
«Искусство классическое, глубокое и настоящее — оно дотироваться должно чем-то. Оно не может себя окупать. Поэтому в нынешнее время всякие морозовы и дягилевы очень нужны», - призналась Лариса Бердино. Богатые люди Карелии могли снискать себе славу среду джазменов всего мира, взяв под свое крыло фестиваль. Его организаторы надеялись, что так оно и произойдет в будущем году.
Русские женщины насколько красивы — настолько же несчастны, пришли к выводу эксперты. Те петрозаводчанки, которым особенно не повезло, могли ровно 20 лет назад получить бесплатную помощь психолога. Это была служба, единственная в городе. Но и она могла прекратить свое существование. Насилие в семье — тема актуальная во все времена. И в нашем городе всегда были женщины, которые у себя дома постоянно находились под угрозой избиения. За два с половиной года существования программы «Кризисный центр» психологи-энтузиасты выслушали по телефону доверия более 1300 женщин, которые подверглись насилию. Горячая линия вскрыла множество болевых точек. И далеко не всегда они касались бедных слоев населения.
«Необязательно, что речь идет про миф «пьет и бьет», хотя этого тоже достаточно много. Но это и жены «новых русских». И новая для Карелии проблема — жены лиц кавказской национальности, которые боятся своих мужей. Проблемы сексуальных домогательств детей дома — ужасная проблема, к сожалению, очень нередко встречающаяся», - описала фронт работы Елена Мерзова, директор программы «Кризисный центр».
Организация существовала на международные гранты, там работали семь консультантов-психологов, прошедших специальную подготовку. Здесь не только выслушивали и успокаивали, но и подсказывали, куда именно обратиться за юридической помощью, а при надобности назначали личную встречу с психологом. Золотым правилом было не давать конкретных советов, вместо этого — поднять самооценку, помочь поверить в себя, а дальше женщине предстояло самой решать — менять свою жизнь или нет.
«Мне часто говорят: раз женщина (или мужчина) живет в такой семье, значит, им это нравится. На что я таким отвечаю, что тем, кому нравится, они не звонят на телефон доверия, они не просят никакой помощи. Те, что звонят, им надо помочь себя изменить. Будет ли она менять или нет, станет ли принимать жизнь, как считает нужным — это право любого человека», - поясняли в Центре.
Тогда международные гранты давались под развитие хороших идей. Теперь, когда телефон доверия в Петрозаводске стал пользоваться популярностью, иностранцы справедливо решили, что его должны финансировать в самой Карелии. Деньги гранта кончались, и что будет дальше — никто не знал. Специалисты, которые работали в центре, ждали помощи от властей любого уровня.
Вот, кстати, репортаж о том, что спонсоры отыскивались. Ведь многим городским учреждениям, призванным помогать людям, не хватало тогда средств. К счастью, мир не без добрых людей. Находились меценаты, готовые оказать финансовую поддержку. Подарок получила больница Скорой медицинской помощи, в которой ежегодно 8 из 25 тысяч человек, обратившихся за помощью в БСМП, получали отказ в госпитализации. Это происходило не из прихоти врачей, а лишь по той причине, что у больницы катастрофически не хватало средств. На медицинские нужды ежемесячно, если выражаться суммарно, нужен был один миллион рублей. Из бюджета больница финансировалась лишь на две трети. И все же находились организации, готовые помочь.
Например, в марте больница получила очередной подарок от благотворительного фонда «Здоровье Карелии», «КарелАгроСервиса» и «РосГосСтраха». Примерно на сумму 30 тысяч рублей — две инвалидные коляски и целый ряд препаратов для больных гастроэнтерологического и пульмонологического отделений.
Одна из колясок пошла в травматологическое отделение, а вторая осталась в пульмонологическом. Эти средства передвижения были очень кстати. «Больные тяжелые, более ста больных носилочных у нас ежедневно находятся в стационаре.
Поэтому потребность такого вида местного транспорта для этих больных очень велика», - отметил Геннадий Масликов, главный врач БСМП. По его словам, такие благотворительные акции совершались нередко и другими фирмами. Конечно, никто не готов был помогать больнице, обеспечивая ее на 100%, но даже небольшие суммы были важны.
«Для того, чтобы нам купить вот такие коляски, нам надо за счет чего-то уменьшить свои расходы, за счет тех же медикаментов. То есть меньше медикаментов купить, зато купить коляски», - прикидывал глав.врач. Так что отныне врачам и больным стало немного полегче.
Таким было 18 марта ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. (фото knews.kg)