Жильцы «деревяшки» в Петрозаводске рисковали быть запертыми во льдах
Жильцы одного из деревянных домов на улице Правды ежегодно страдали от потопов. Этот репортаж — 20-летней давности. Но кто сомневается, что такое может случиться и сегодня? Их двор и подъезды в январе 2001 года заливали грунтовые воды, с которым ЖЭУ не могло справиться. От воды не было спасения ни летом, ни зимой. Такое часто бывало со старыми деревяшками.
Породистая сиамская кошка Муська зимой перемещалась по родному двору с опаской. Ведь кошки не любят сырости. Не любили ее и жильцы дома №50 по ул.Правды. Однако, им приходилось с ней мириться уже восьмой год подряд. Двор заливали воды неизвестного происхождения. Зимой они замерзали, и получался гололед.
«Мы стараемся двери не закрывать. Мы их вообще не закрываем. Потому что закрыли — и, как говорится, мы остались взаперти. Было такое у нас», - рассказывали женщины, живущие в доме.
И если двери мог ломом открыть дворник, то лужи в подъезде и сырость из квартир не вывести ничем. Внутри были проложены деревянные доски, по которым перемещались жильцы. Доски покрывались льдом. Было недалеко до травм. Жильцы обрывали телефоны ЖЭУ №4. Те каждый раз обещали помочь и просили никуда не жаловаться. Летом они потратили кучу денег и сил на то, чтобы осушить двор. Но мелиорация оказалась безуспешной. «Пришли, вырыли нам дренаж. Спилили все деревья. Дренаж прошел по периметру дома. Вода как стояла, так и не проходит здесь. Вода все равно идет вся по двору и идет в подъезд». Комисия из ЖЭУ убеждена, что затопляют двор грунтовые воды. А жильцы были убеждены, что вода течет из соседнего дома, где вышла из строя канализация. Причем, слесари из ЖЭУ все знали и даже предлагали все починить: «Они туда приходили и говорили, что надо вскрывать полы. Но там люди уже бояться, что полы вскроют, и так и останется без ремонта. Веры в ЖЭУ нет».
В доме жили одни пенсионеры, которым не под силу скалывать лед, расчищая путь к замерзшему канализационному люку. Также тяжело им бороться с плесенью и грибком, которые в этой борьбе давно победили. «К депутату Фокину обращались. Депутат то же самое — пообещал нам. И все на мертвой точке. От него комиссия приходила и сказала — оо, у вас дом хороший. Есть еще хуже. Вы еще можете жить». Но самое интересное, что Зое Сергеевне из 16-ой квартиры в Горгазе сказали, что этот дом по документам вообще не числится. Дескать, он списан, как ненужный хлам. Поэтому жильцы решили писать мэру. Мол, пусть он разбирается: дом это или так — фикция со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Жалобы на тяжелую жизнь и плохие бытовые условия стали почти национальной идеей в те годы. Иногда, как в случае с героями нашего предыдущего сюжета, недовольство было вполне обосновано. Но бывает и так, что люди в состоянии сами решить свои проблемы. Надо только перестать жаловаться и заняться делом. О том, что из этого может получиться — в следующем сюжете. Устав ждать милостей от властей, жильцы трех 16-этажных домов на Кукковке взялись за наведение порядка в своих домах сами. И уже около года во всех трех домах царил нетипичный для многоэтажек Петрозаводска порядок. Немного в столице Карелии было подъездов, украшенных новогодними елками. Во многих домах и работающая лампочка — редкость. 14 месяцев назад подъезды трех 16-этажек на Питкярантской ничем не отличались от любого другого петрозаводского подъезда. Та же зловещая темнота и знакомый всем запах — смесь ароматов мусоропровода и туалета.
В один прекрасный день беспорядок настолько надоел некоторым жильцам, что они собрали своих менее активных соседей и объявили им, что дальше так жить нельзя. Спорить с этим утверждением не стал никто. Однако, сказать, что жильцы всех 111 квартир сразу же взялись за устранение продолжавшегося более десяти лет беспорядка, было бы большим преувеличением. Тем не менее, конструктивный подход к собственному жилью со временем возобладал. Жильцы скинулись сначала на косметический ремонт подъезда. Затем совместными усилиями установили металлическую дверь с кодовым замком. На замок дверь закрывалась на ночь. Днем за порядком в домах следили вахтер. Или по современному — консъерж. Желающие занять эту должность нашлись среди жильцов.
«Люди стали относиться очень добродушно. Всегда пройдут — поздороваются. Надо — ключи оставят на вахте», - рассказывала Галина Кульбаба. Со временем этот опыт дома №10 переняли соседние 16-этажки. Изменение отношения жильцов к своей недвижимости благотворно повлияло и на руководителей городских коммунальных служб. Они выделили средства на утепление подъезда и замену водопроводных труб в трех высотных домах на Питкярантской. Жильцы не собирались останавливаться на достигнутом. И планировали продолжить ремонт своего дома весной.
Таким было 20 января ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. (фото mydveriburg.ru)