14 августа 2020, 08:00

«Взять все и поделить» - или как решить транспортную проблему Карелии

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 14 августа в 2000 году

Проблемы, возникшие с пригородными перевозками ровно 20 лет назад настолько возмущали народ, что вопрос вынесли на обсуждение на самый высокий уровень. Делать вид, что проблем нет уже стало совершенно невозможно. Количество автобусных пригородных рейсов в 2000 году сократилось в два раза. Это стало особенно заметно в дачный сезон. Из рук вон плохое транспортное сообщение граждан в пору грибов и ягод еще больше обострило проблему — в любимые леса народ просто не мог добраться. Учитывая, что лес в буквальном смысле был кормильцем для некоторых семей, ситуация грозила социальным взрывом. Крики из толпы наконец-то достигли Дома правительства. И вопрос автоперевозок, находившийся в зоне ответственности отцов города, перекочевал на республиканский уровень.

«Когда сегодня у вас огромный бюджет собственный, сегодня самостоятельность до предела, в самом узком месте, в самом важном — перевозка петрозаводчан — мэр делает вид, что виноват министр финансов. Я вынужден вас обоих спросить: вы куда смотрите?», - обратился глава Карелии Сергей Катанандов к собравшимся. Министр финансов Александр Колесов и мэр Петрозаводска Андрей Демин смотрели и кивали друг на друга. Сложные межбюджетные отношения были тому причиной. Так уж исторически сложилось, что часто госсобственность у нас финансировалась городом. А муниципальные предприятия — наоборот, дотировались карельской казной. Осуществляющий пригородные перевозки Автовокзал — предприятие государственное. Но автобусы, на него работающие — городские, из «Автоколонны 1126».

В этом предприятии ситуация была тоже критическая, и огромное число транспортных единиц спешило не на трассу, а в ремзону. Но последние десять лет все расходы погашала городская казна. И перемен в законе о бюджете пока не происходило. «В рамках этого закона нету ни рубля по пригородным перевозкам, которые должен республиканский бюджет», - напомнил Колесов. В результате, было похоже на то, что ситуация с автобусами на пригородных рейсах изменится не скоро. Мало пользующиеся общественным транспортом чиновники решили исправить ситуацию ближе к формированию бюджета на 2001 год, и уже тогда привести в порядок межказенные отношения города и республики, а потом «взять все и поделить»:

-Разделить кесарю — кесарево, а слесарю — слесарево, - затейливо предложил глава Минфина РК Александр Колесов.

-Полностью согласен, - заверил мэр Петрозаводска Андрей Демин.

Были и хорошие новости из районов. В Кондопоге, например, на предприятии «Карельский гранит» прошел официальный пуск в эксплуатацию новой машины — распиловочного станка гранитных блоков. Две подобные машины уже были в строю на этом заводе. И запуск еще одной позволил увеличить объемы производства. Три распиловочных станка итальянской фирмы определяли потенциал всего предприятия. Станок закупили в рамках программы развития камнеобрабатывающих и камнедобывающих предприятий республики. Это стало возможным благодаря подписанному соглашению между правительством Москвы и Карелии. Можно сказать, что весь проект был реализован благодаря столичным инвестициям, так как карельский бюджет в те годы имел дефицит 5%, а почти все инвестиционные программы были направлены на социальную сферу.

Новые технологии налаживали выпуск полуфабрикатов и полированных плит на качественно ином уровне. Оборудование давало жизнь предприятию, так как увеличивало мощности завода на треть. А также давало новые рабочие места и главное — повышало профессиональный уровень и конкурентноспособность не только самого завода, но и камнедобывающей промышленности в целом. Довольно странно было узнать, что сырье, то есть камень, везли на завод из Италии, Португалии и даже Африки. Местного сырья использовали мало. Дело в том, что камень должен выдержать стандарт. Но нашу камнедобычу на местных карьерах не зря называли варварской.

«Обидно, когда в Карелии есть свой камень, особенно в Лоухском районе, а он или уходит в брак, сюда не поступает, или продается в «сыром» виде, блоками, не переработанный, конечно, это плохо», - заявил Лев Шустов, тогдашний заместитель министра экономики РК. Программа заключалась в том, что внедрение новых технологий в камнеобработке заставит привести и камнедобычу к цивилизованным нормам. Пока же большинство карельского сырья расходилось прямо с карьеров по дешевке. Так как во-первых, не стандартная, во-вторых, полулегальная добыча камня в Карелии не уступала такой же добыче леса. Поэтому МГК-холдинг, работавший по программе соглашения, был намерен осваивать и другие месторождения камня в Карелии, обзаведясь лицензией и воплощая в жизнь современные технологии камнедобычи.

Таким было 14 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.