Выбранный лучшим Дед Мороз увез из Карелии в Пензу новые «Жигули»
Вторые игры Дедов Морозов ровно 20 лет назад завершились большим фейерверком на площади Кирова. Ведь в 2001 году состязания новогодних персонажей проходили не только в Олонце, но и в Петрозаводске. А вот с чего они начинались?
Некоторые участники начали готовиться к Играм задолго до приезда в Олонец. Шили костюмы и парики. В первый день состязаний героям предстояло преодолеть сильно пересеченную местность Олонецкого парка на лыжах, а также продемонстрировать меткость в метании валенка, пилении дров, складывания поленниц. Пришлось и развлекать «массы», в роли которых выступали местные жители. Каждому Деду, участвовавшему в забеге, полагалась собственная команда. Пока часть бородатых старцев бегала, метала и пилила, их коллеги развлекали жителей в парке. Трудно сказать, кто получал больше удовольствия от общения: сами дедушки, дети или взрослые. На Вторые Игры съехались 22 бородача из Москвы, Оренбурга, Пензы, Рязани и других городов страны. Самый длинный путь проделал Дед Мороз из Ямало-Ненецкого округа. Выяснилось, что Дедам Морозам не чужды беды и заботы простых смертных: «Мы с ребятами пообщались, очень здорово было. Самое трудное – это утро после вчерашнего вечера». Двое из Дедов без сомнений могли претендовать на звание самого крупного сказочного персонажа. Ведь Дед Мороз из Северодвинска весил более 200 килограммов. А рост его коллеги из Пскова был больше двух метров. Еще один самый-самых Дед прибыл из Подпорожья. Его стаж работы зимним волшебником – составил 47 лет без 20 дней.
«Дети – они и в Африке дети, - говорил опытный подпорожец. – Детей «делаем» мы! А поэтому все зависит от нас. Как меняемся мы – так меняются наши дети».
По итогам первого дня соревнований приз зрительских симпатий достался Олонецкому Деду Морозу несмотря на то, что он выступал под 13 номером. На следующий день заключительная часть Игр переместилась в Петрозаводск. Кто только не ходил колоннами по его центру – и пленные немцы, и коммунисты, и демократы. Но вот колонны волшебников никто до тех пор в центре Петрозаводска не видал. Кстати, полку Дедов в тот день прибыло. К ним примкнул заместитель главы правительства Андрей Кригер – он был в костюме волшебника, как положено. Только без накладной бороды. На площади Кирова состоялся большой праздник. А позже деды сразились в футбол со сборной карельского правительства. Кстати, за команду Морозов выступали всегдашние оппоненты властей республики – глава администрации Олонца Василий Попов и мэр Петрозаводска Андрей Демин. Несмотря на явные симпатии зрителей к бородатым футболистам, выиграла команда правительства 2:1. Впрочем, команда Морозов проигравшей себя не чувствовала: «Главное не победа, а участие!»
По итогам двух дней соревнований жюри признало абсолютным победителем Деда Мороза из Пензы. Ему достался главный приз Игр – «Жигули» седьмой модели. Подарки попроще поделили между собой старцы из Петрозаводска, посёлка Сосновый Ленобласти и Северодвинска.
Система организации работы пассажирского транспорта в Петрозаводске находилась тогда в центре пристального внимания журналистов. Это отметил мэр Андрей Демин, предваряя доклад начальника отдела транспорта и связи Сергея Филатова, который постарался ответить на все вопросы.
В 2001 году муниципальный транспорт в городе от своей деятельности получил доходов 80 миллионов рублей. А израсходовал 106 миллионов. А если еще приплюсовать к этим убыткам злосчастные мерседесовские миллионы, которых город назад уже не вернет, то картина с муниципальным транспортом в Петрозаводске выглядела мрачно. Выручали частники, и это не могли не признать чиновники мэрии: «Перевозка пассажиров автомобильным транспортом в Петрозаводске характеризуется стабильным развитием частного предпринимательства. И неустойчивым состоянием муниципальных транспортных предприятий». По мнению Сергея Филатова, именно частные перевозчики были виноваты во всех бедах муниципального транспорта. Например, не хотели возить льготников. Частников заинтересовать провозом льготников было, действительно, сложно, ведь мэрия не хотела оплачивать из бюджета эти льготы.
«Практически не приобретаются автобусы большой вместимости из-за боязни частных предпринимателей быть обязанными перевозить льготников, не получая возмещения убытков», - отметил Филатов.
На фоне полной разрухи муниципального транспорта городских чиновников заботило, что частники, при всех тех препонах, которые ставили им в мэрии, все же умудрялись работать с прибылью. И главное – с пользой для города. В мэрии и об этом сделали вывод: раз ездят с прибылью – значит, воруют: «Практически полное отсутствие учета реальных доходов владельцев транспортных средств и не включение их в существующую для муниципальных транспортных предприятий налоговую систему, позволяет им получать неучтенные высокие доходы без особых затрат на эксплуатационную и инвестиционную деятельность».
В тот период 250 маршруток выходило на линию, чтобы доставлять петрозаводчан из спальных районов в центр и обратно. Но по мнению чиновников, лучше бы они на рейсы не выходили. Ведь из-за них идет чудовищная перегрузка городских магистралей. Кроме того, они оттягивали платежеспособных пассажиров на себя, отбивая доходы у муниципального транспорта. «Отток платных пассажиров начался еще в первом квартале, - жаловался Филатов. – Во втором квартале это продолжалось, хотя тариф на частном транспорте выше. В третьем квартале отток платников приобрел устойчивый характер».
На планерке никто не задался вопросом – а почему петрозаводчане предпочитают частный транспорт? Чиновники не хотели разбираться, они хотели просто уничтожить конкурента. Но за них ситуацию решил рынок. Ну и конечно лоббисты интересов частного транспорта, которые не могли допустить, чтобы их прибыльный бизнес перестал приносить доход.
Таким было 6 декабря ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.