Малый бизнес Карелии в едином порыве поднялся против власти на местах

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 25 марта в 1999 году.

В городе Олонце в этот день, но ровно 20 лет назад, началась забастовка предпринимателей. Самый древний из ныне существующих в Карелии населенных пунктов встретил журналистов революцией. Олонцу в 1999 году, когда снимали этот репортаж, исполнилось 350 лет, как городу. Первое же упоминание о нем в летописях относится к 1137 году. Таким образом, городок с населением в 11 тысяч человек на 10 лет старше Москвы. Славное прошлое в 90-е годы было подзабыто — люди выживали, как могли. Восстание местного значения, которым встретил город, проявилось в закрытых магазинах и соответствующих объяснительных записках: «Извините, магазин закрыт в связи с забастовкой в знак протеста против принятия решения Районного совета о принятии повышающего коэффициента к вмененному доходу».

В воздухе витало возмущение. И вызревало оно на местном рынке. Предприниматели уже не скрывали: «Хочется бежать отсюда. Уходить. Эта зона стала уже, извините за выражение, как болото. Стоит, воняет уже. Вот это Олонецкий район». Причина недовольства скрывалась во взаимоотношениях большинства местных торговцев и Олонецкой администрации, глава которой Василий Анатольевич Попов имел непосредственное отношение к фирме «Ленторг», магазин которой был единственной торговой точкой во всем городе, не участвовавшей в забастовке предпринимателей. Оно и понятно: единство власти и бизнеса — залог успеха предприятия. А для конкурентов — повышающий коэффициент налога, уничтожающий бизнес и бьющий по карману обывателя.

«Мы находимся недалеко от Лодейного поля. Там не принят 5% налог с продаж. Там нет сейчас налога на вмененный доход по Ленинградской области. Получится так, что там цены будут намного ниже, чем в Олонце. Потому что налог — все это ляжет на цены. И опять все наши деньги, они уйдут в Ленинградскую область. Олонецкий район от этого ничего не выиграет», - пытались вразумить власть предприниматели. Было такое впечатление, что представители власти этого района вообще не скрывали желания вернуться в прошлое: «Я разговаривал со Степановым Владимиром Николаевичем. Пытался ему доказать все это. Он говорит: мы стоим, и пусть вы будете стоять. Мы раньше стояли за водкой в один магазин в затылок друг другу и давились, и пусть сейчас в одном магазине все покупают».

Забастовка Олонецких торговцев позволила им забыть про свои предпринимательские дела и додуматься до мысли об отзыве своего депутата Законодательного собрания, которым и являлся тогда Василий Анатольевич Попов. Процедура эта долга и нудная, как и сами выборы, но важен сам прецедент. Правда, было неизвестно, дойдут ли до этого шага бизнесмены. Хотя, если уж заговорили, значит, «низы», в данном случае торговый люд — уже не хотят, а это начало революционной ситуации. При ближайшем ее рассмотрении очертания расплываются. Поскольку верх, то есть власть, еще кое-что может.

Например, игнорировать коллектив Олонецкого детского садика «Росинка» и не обращать внимания на голодовку, которую начали на прошлой неделе 15 воспитательниц объединения. Кстати, одна из них по состоянию здоровья уже была вынуждена прекратить протест. Еще троим врачи рекомендовали сделать то же. Но женщины стояли на своем: «Они говорят, что это глупость. Что вы ничего этим не добьетесь, только попортите свое здоровье. Ищите, мол, вторую работу, если вам этих денег мало. А где в наше время найдешь работу?! Если мы этой лишимся, то вообще сядем».

Почти все эти женщины были, как крепостные. Не в привычном понимании этого слова, но в похожем. Так называемыми «лимитками» они были привязаны к магазину «Ленторг», где в отсутствии денег они могли отовариться на определенную сумму в счет зарплаты. Но цены в местном «Ленторге» на порядок выше, чем на рынке. «А у всех зарплаты за прошлый год перечислены туда. Нас теперь на выживание — кто кого», - жаловались воспитатели. «Лимитки» - неплохой способ поддерживать фирму на плаву. Но ужасает вовсе не это. Впервые Карелия столкнулась с настоящей информационной блокадой. По радио передали, что голодовка воспитателей закончилась. Откуда поступила эта информация, никто не знал. А голодовка тем временем продолжалась. Но даже в самом Олонце мало кто был в курсе происходящего. И это, похоже, было выгодно местной администрации. Поскольку, если она пойдет на попятную и признает несостоятельность своих предвыборных обещаний, то восстанут и другие муниципалитеты.

С инициативой отзыва своих депутатов Палаты представителей выступили предприниматели и в других районах республики. Каким образом решение, принятое депутатами по ставкам налогов на вмененный доход, скажется на жизни республики, стало ясно уже 1 апреля (в этот день новый карельский закон вступал в силу). Заместитель министра экономики Владимир Суржиков предупредил, что по его мнению, часть торговых точек скорее всего просто закроется. Ну а что касается парламента, то он пошел на поводу у представителей некоторых экономических группировок. По словам Владимира Суржикова, правительству все же удалось повлиять на Палату представителей ЗС РК. Закон удалось привести к гораздо более мягкой редакции, по сравнению с первоначальным вариантом. Главное, что волновало министерство экономики, это ситуация на рынках, поскольку новые ставки налога должны были в первую очередь ударить как по продавцам, так и по покупателям.

«Свернут торговлю навряд ли, поскольку вложены значительные капиталы, а значит — встанет вопрос цен. Создаются условия, чтобы подняты были цены. Тем более на те продукты и товары, без которых мы просто не можем обходиться. Что касается торговли на мини-рынках... Думаю, что там произойдет сокращение числа торговцев», - признал Суржиков. Процессы, которые происходили в ЗС РК во время обсуждения закона, до конца не были понятны. Так было, например, и с налогом для торговых мест на рынках, когда в головах некоторых депутатов ставки за одну ночь выросли почему-то почти вдвое. «Что могло случиться за ночь? Нас это поразило. Когда Андрей Юрьевич Демин (тогдашний мэр Петрозаводска и депутат карельского парламента) выступил с такой инициативой, чтобы поднять ставку для рынка. А все остальное оставить... За одну ночь!»

Стремление администрации Петрозаводска привести всю торговлю в более цивилизованные помещения было понятно. Довольными остались бы и крупные магазины, типа того же «Ленторга», у которых в дни забастовки петрозаводских рынков выручка увеличилась вдвое. Однако, по мнению заместителя министра экономики, депутаты не спросили мнения того самого простого покупателя, который по совместительству является и избирателем: «У покупателя никто не спросил самого главного — где ему будет сегодня выгоднее покупать? Если бы он жил в достатке, он бы находил супермаркет, и не надо ему было бы на этот рынок ходить».

Таким было 25 марта ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.