27 октября 2021, 08:00

Общественный транспорт в Петрозаводске «замолчал» на несколько часов

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 27 октября в 2001 году

Резкое ухудшение погоды ровно 20 лет назад вызвало коллапс на петрозаводских магистралях. На выходных на дорогах Карелии в ДТП погибло 4 человека, 21 получили травмы. Среди пострадавших было четверо детей. Утром в Петрозаводск пришла зима с метелями, как всегда – это произошло неожиданно для коммунальных служб. Приметы «неожиданной» карельской зимы – толпы народа, добирающегося на работу пешком по сугробам, множество аварий и отсутствие на дорогах уборочной техники. Причем, об ухудшении погодных условий метеорологи предупреждали заранее. Как снег на голову зима свалилась только городским службам по уборке дорог.

Пламенные заверения мэра, что город готов к зиме, не распространялись, видимо, на состояние снегоуборочной техники. И с утра транспорт тронулся в путь по заледеневшим трассам. Последствия не замедлили – только с утра в городе произошло 18 ДТП. Серьезное происшествие произошло в районе железнодорожного моста на Лыжной. Накат на дороге вызвал столкновение шести автомобилей. Пострадала женщина. По мнению водителей, виноваты в произошедшем коммунальные службы и чиновники мэрии.

«Их нужно увольнять с работы! Вместе с Деминым. Всю ночь снег шел, они что – не видели?! Люди ведь на работу сегодня не попадут!», - кричали те, кому предстояло чинить свои машины. «Ну невозможно так жить! Чем Демин думает?! Что – нельзя было песком посыпать?!», - вторили им те, кому буквально на глазах журналистов пришлось «воткнуться» в эту автомобильную пробку на той же Лыжной.

Почему-то оказалось сложно сдобрить проезжую часть песком. С утра с гололедом воевал на дорогах города всего один пескоразбрасыватель. Но руководству города такая ситуация чрезвычайной не показалась. По крайней мере на планерке в мэрии о ней говорили лишь, как о сложной. А вот в ГИБДД были другого мнения.

«Мною было принято решение, о чем я отбил сразу телефонограмму в администрацию Петрозаводска, о закрытии троллейбусного и автобусного движения на неопределенное время», - заявил Александр Кизимов, заместитель начальника УГИБДД МВД РК. Движение пассажирского транспорта возобновилось только в два часа дня. До этого времени приходилось пользоваться маршрутками или идти пешком. По мнению ГИБДД, ответственность за эти безобразия лежит на администрации Петрозаводска: «Они должны разбираться со своими коммунальными службами. У нас из года в год такая борьба с городом. Я не знаю. Вроде бы все готовы, докладывают по бумагам, что все готово. И вдруг такой сбой. И нет даже ответственного лица!»

Виновного в аварийных ситуациях на дорогах не нашли и на планерке в мэрии, главный вопросом на которой был снегопад, парализовавший работу городского транспорта. Ситуация заставила чиновников собраться на срочное совещание. И там положение было признано сложным, но не чрезвычайным. Решили приостановить работу общественного транспорта на несколько часов, что вызвало понятное недовольство петрозаводчан. Начальник «ГОРДЭУ плюс» Александр Сорокин вынужден был оправдываться. Но надо признать, наседали на него не сильно.

«Ночью работал один пескоразбрасыватель. По утечкам, которые были у «Водоканала», мы засыпали места скользкости. Сейчас работает пять единиц техники. Дополнительно загрузили четыре грузовые машины песко-соляной смесью», - доложил он.

Численность и состояние спецмашин в Петрозаводске позволяли ликвидировать последствия снегопада в лучшем случае за 8 часов, в худшем – за 16. Общий километраж городских дорог составлял примерно расстояние от Петрозаводска до Питера. Для пяти пескоразбрасывателей – это непосильная задача. Куда делись остальные машины – объяснил первый заместитель мэра Валерий Ялов: «Сейчас так получилось почему? Укладывали асфальт, и некоторые машины оказались оборудованы еще и на укладку асфальта. Сейчас за три смены они эти работы проведут, и в городе будет уже десять таких машин. И вот этим количеством надо будет дороги покрывать».

Валерий Николаевич так и не раскрыл тайну, что делали всю осень рабочие, которые сейчас работали в две смены над переоборудованием машин, ведь в городе в то время не велись асфальтовые работы. Не обмолвился об этом ни словом и Александр Сорокин, в чьем ведении были и машины, и рабочие. Зато в порыве энтузиазма он пообещал следующее: «Мы засыплем песко-соляной смесью город. До второго этажа». Пока шли дебаты, снег на улицах потихоньку таял сам, и движение оживало. Дороги покрывались водой, а синоптики ночью обещали восемь градусов мороза.

А вот сюжет о ДТП, которое произошло не по вине погодных условий, а по злому человеческому умыслу. Городская прокуратура продолжала расследование ДТП, которое произошло в июле 2001 года на набережной. Ночью неизвестный водитель автомобиля «ВАЗ 2109» наехал на трех человек и скрылся с места происшествия, бросив машину. В ДТП пострадала 20-летняя девушка, которая и за многие месяцы не оправилась от случившегося.

В тот день Ирина Никитина с друзьями праздновала свой день рождения. Трагедия случилась ночью, когда компания уже расходилась и Ирина вместе со своим молодым человеком Василием Кухаревым собиралась домой. Он рассказал: «Спокойно пошли домой, ни машин, ничего не было на дороге. Последнее, что я помню, это машина со стороны Речного вокзала – без фар, без сигнала, без всего – на большой скорости». Ирина говорила: «Только помню, что мне вначале бампером по ноге ударило. Потом я полетела в лобовое стекло, у меня все лицо в шрамах, и потом меня перекинуло через всю машину. Я ударилась головой о поребрик. Врачи сказали: хорошо, что ударилась ниже виска. Сантиметра бы два – и насмерть».

Делом сразу занялась городская прокуратура. Однако, даже и к октябрю не удалось выяснить, кто был за рулем «ВАЗа». Следователь прокуратуры Андрей Кузьмин сообщил: «По показаниям очевидцев, за рулем находился человек в форме сотрудника милиции. Который после ДТП спокойно вышел из автомобиля и ушел в сторону улицы Пушкинской по лестнице, которая ведет на улицу Титова». Выяснилось, что хозяином ВАЗа как раз является сотрудником милиции. Разыскать его следствию не составило труда. Но в совершении преступления владелец автомобиля не признался.

«Сказал, что в момент ДТП он в автомобиле не находился. А находился на набережной в кафе. А автомобиль доверил совершенно незнакомому человеку, который, соответственно, и сбил людей», - рассказал следователь. Между тем, по показаниям свидетелей, в машине находилось минимум два человека. Но чтобы их опознать, нужны были еще очевидцы. Так что преступник пока был не найден. Кстати, машину вернули владельцу, и сам он продолжал работать в органах. А вот Ирине Никитиной врачи запретили работать еще в течение полугода. Ей предстояла еще одна операция, но девушка не унывала и надеялась, что справедливость восторжествует.

Таким было 27 октября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.