Спецы по уборке дорог назвали ситуацию в Петрозаводске «войной»
Ситуация на городских дорогах ровно 20 лет назад подошла к своей критической черте . В автопарке Дорожного управления менее трети машин находились в приемлемом техническом состоянии. Как в таких условиях удавалось содержать большую часть петрозаводских трасс, оставалось загадкой даже для самих руководителей ГорДЭУ. Сколько не обращался начальник ГорДЭУ к мэру, вспоминать о своем имуществе, которое нужно содержать в порядке, чиновники не торопились. Ведь своя ноша хоть и не тянет, но требует бережного отношения. Но если хозяину не до имущества, он ругает своего верного батрака. «Ему не с кого спросить больше, - так высказался А.Н.Николаев, начальник ГорДЭУ про мэра Демина. - Кроме как с дорожно-эксплуатационного управления». А какой может быть спрос с управления, если город был должен ему 10 миллионов рублей, если он финансировал затраты на ГСМ только на 50%, если не выделял денег не только на новую технику, но и на запчасти: «У нас есть техника, которая должна быть списана в 1994 году. Но она до сих пор в строю, работает».
А куда деваться, если подписан договор на обслуживание 60% городских дорог. Кто же содержал остальные 40%? А никто. Лишь изредка начальники из администрации просили то же самое ГорДЭУ привезти в порядок забытые богом и людьми трассы. Но поверхностная разовая уборка не помогает там, где давно требуется генеральная.
«Но если выпал снег, потом дороги не обслуживались, появляется, конечно, ледяная колея, и там уже сделать ничего невозможно. Потому что техники, способной навести в таких местах порядок, сейчас нет на предприятии», - предупредил Николаев. А откуда ей взяться, если налоги, которые платили автовладельцы, шли сначала в дорожный комитет, оттуда в администрацию, а если что останется — в ГорДЭУ. Налогоплательщики об этом вряд ли знали, поэтому в том, что улицы не чищены, обвиняли только работников многострадального управления. По старинке поминая недобрым словом две беды.
«Я думаю, целесообразней было бы, конечно, спросить с собственника. Почему собственник, городской совет, в бюджете города не предусмотрел достаточное количество финансовых средств для содержания своего собственного имущества», - говорил начальник управления, который бился на планерках с мэром до хрипоты. Впрочем, несмотря на все беды, упреки и жалобы, ежедневно и круглосуточно техника ГорДЭУ выходила на борьбу с непогодой. И если в недалеком прошлом работники этого предприятия обходились словом «борьба», то сейчас дело постепенно шло к «войне», что по идее должно было тревожить не только администрацию города, но и широкую общественность: «Думаю, депутаты городского совета должны определиться, нужны дороги в городе или не нужны. Мы говорим о войне в Чечне, еще о чем-то... Но в прошлом году на войне в Чечне не погибло ни одного петрозаводчанина, а на дорогах города — 43 человека. Вопрос: где идет война — в Чечне или у нас, в Петрозаводске?»
Первый вице-премьер правительства Карелии Виктор Масляков в феврале 2000 года вернулся из Москвы, где вел переговоры о так называемом проекте «Гидроалюминий». Этот проект тогда называли сделкой века. Однако, вопрос требовал тщательной проработки и экономического обоснования, прежде чем можно будет говорить о его реализации. Речь идет о слиянии металлургического комбината в Надвоицах с Каскадом Выгских ГЭС, что являлось собственностью Акционерного Общества «Карелэнерго», которое в те годы производило треть электроэнергии, потребляемой в Карелии. Одним из инициаторов сделки выступало руководство РАО ЕЭС России и лично Анатолий Чубайс. Мнения вокруг проекта «Гидроалюминий» высказывались различные. Никто не сомневался, что слияние энергетического и металлургического производств будет эффективным, поскольку в таком случае производители алюминия смогут не только самостоятельно определять для себя стоимость и без того безусловно дешевого электричества, которое вырабатывалось на ГЭС, а еще и продавать его излишки.
Сторонники проекта полагали, что новое предприятие станет источником дополнительных поступлений в бюджет. Критики проекта предположили, что «Карелэнерго», лишившись источника трети собственной электроэнергии, вынуждено будет закупать ее за пределами региона. И как следствие — поднять тариф для потребителя на территории Карелии. После чего и так недешевая продукция местных предприятий станет еще менее конкурентноспособной. И если «Гидроалюминий» будет процветать, то другие производства могут просто загнуться.
Наш земляк в 2000 году стал лауреатом престижной премии за подвижничество в области культуры, науки и образования, которая была учреждена за три года до этого Российским представительством Института «Открытое общество» фонда Сороса. Церемония награждения прошла 4 февраля в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Рюрик Петрович Лонин, житель села Шелтозеро, 35 лет собирал предметы быта и культуры вепсов, древнейшего народа, издавна упоминавшегося в старых русских летописях. Чтобы изучать жизнь вепсов к нам приезжали даже специалисты из Норвегии! Вепсы — малочисленный коренной этнос нашего края, требующий к себе бережного отношения. Этим-то и занимался Рюрик Петрович, по крупицам собирая реликвии национальной вепсской культуры в этнографическом музее, основателем которого является сам лауреат. В те годы он сумел собрать в Шелтозеро около трех тысяч экспонатов. Это предметы старинной утвари, уникальные документы, фольклорные материалы, записи преданий, сказок и песен. При горячем участии Рюрика Лонина в его родном селе была открыта вепсская школа, издан учебник родного языка. Высокая награда — премия «Открытого общества» без сомнения пригодилась народу, численность которого по итогам переписи населения 1989 года составляла всего 12 тысяч человек.
Таким было 17 февраля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году?