Вип-чиновника Петрозаводска лишили депутатской неприкосновенности
Продолжалось громкое разбирательство «дела о Мерседесах», которое приключилось ровно 20 лет назад. Журналистов интересовало отношение Андрея Демина к представлению прокурора РК, поэтому он собрал пресс-конференцию. Этот документ был направлен в Законодательное собрание. В нем содержалось обвинение в адрес мэра Петрозаводска и предложение к карельским парламентариям снять с него депутатскую неприкосновенность в связи с историей о поддержанных автобусах марки «Мерседес». Андрей Юрьевич же настаивал на том, что у него отсутствовали корыстные побуждения при заключении сделки. Кроме того, он утверждал, что он-то более всех заинтересован в скорейшем завершении судебного разбирательства по делу об автобусах.
Начал общение с журналистами мэр, впрочем, с другой темы. Он дал оценку тому, что происходило в городе накануне – когда выпал снег, начался гололед и транспорт встал на полдня: «Если говорить с точки зрения нормативов, то городские службы уложились в те нормативы, которые есть. Чтобы очистить город от такого снежного заряда, по нормативам отводится 8 часов. Они уложились в 5,5». Тем не менее, мэр заявил, что его, как и большинство горожан, такая работа дорожников решительно не устраивает, и все виновные понесут заслуженное наказание.
«Деньги, которые оставляют в городском бюджете, это не деньги мэрии, не деньги депутатов. Это деньги людей, живущих в Петрозаводске», - декларировал мэр. С этим никто и не спорил. Большая часть вопросов к Андрею Демину была посвящена очередному повороту в скандальной истории с покупкой старых автобусов. На них было израсходовано 17,5 миллионов бюджетных рублей. Тех самых, которые принадлежали людям, «живущим в Петрозаводске».
Мэр продолжал настаивать на том, что это был единственный и наиболее эффективный способ получить долги с железной дороги. «Мы выбирали поставщика, мы рассматривали более пяти предложений различных фирм, и выбрали то предложение, которые оказалось наиболее экономически эффективным. К сожалению, мы столкнулись с тем, что наш контрагент, действительно, оказался не вполне добропорядочным». Теперь, по словам Андрея Демина, мэрия активно бьется за то, чтобы вернуть деньги. Неделю назад прокурор республики направил обращение к парламентариям с предложением лишить мэра Петрозаводска депутатской неприкосновенности. По мнению Демина, этот документ был составлен с нарушениями закона: «К сожалению, сегодня прокурор республики взял на себя функции судьи. Он во всеуслышание, в том числе устами ГТРК Карелия, уже обвинил меня в совершении преступления. «Обвинен, вина доказана, преступление доказано» – вы посмотрите, о чем там написано?! Это же 37-ой год!» - возмущался Демин, который особо подчеркивал, что заинтересован в судебном разбирательстве более, чем кто-либо другой. Он утверждал, что готов нести ответственность в ходе заключения сделки.
В тот же день должна была состояться сессия Петросовета, где депутаты города должны были принять обращение к мэру с предложением снять с себя полномочия. Но сессия была сорвана – большинство депутатов просто не явились на нее. У входа в мэрию тогда на пикет собралось около тридцати человек с плакатами, по которым было видно, что у людей были и другие претензии к мэру, не только по сделке с Мерседесами.
-Когда выдвигался в мэры, он одно говорил. А теперь он кто? Крохобор. Недобросовестный.
-Управлять городом должны люди компетентные. Он – нет.
-У нас ни транспорт не работает, ни социальная сфера.
-В администрации коррупция, я в этом не сомневаюсь. Это подтверждает история с Мерседесами. Он взяточник! Пусть подаст на меня в суд.
Далеко не все депутаты захотели пройти сквозь строй разгневанных петрозаводчан. На сессию явились только 32 из 59 народных избранников. И.о.председателя Петросовета Вячеслав Кашин из-за отсутствия кворума не смог начать сессию. Сторонники Андрея Демина уклонились от участия в сессии под разными предлогами. Денис Курицын даже сослался на командировку, хотя в этот день его видели в мэрии. Фракция «Будущее города» сознательно сорвала сессию, не дав Петросовету принять обращение к карельскому парламенту. Те же, кто пришел, подписали обращение к Виктору Черкесову (был полномочным представителем Президента на Северо-западе – прим.ред.) с просьбой взять под особый контроль расследование обстоятельств покупки Мерседесов. Прокурор города Артур Парфенчиков резко возразил против некорректных, по его мнению, формулировок в обращении: «Что вы предлагаете представителю Президента?! Вы сами подумайте. Взять под контроль следствие! То есть фактически вы сами ставите под вопрос самостоятельность следствия, самостоятельность принятия ими процессуальных решений. В принципе, если Черкесов грамотный юрист, а он грамотный юрист, он вам ответит, что прокуратура у нас независима». Большинство депутатов, впрочем, письмо подписали. Хотя это и не означало, как они уверяли, что они заранее осудили главу самоуправления Петрозаводска.
И вот состоялось заседание Законодательного собрания. Интрига обещала быть закрученной, и закрутил ее сам главный герой. Андрей Демин сам в начале заседания предложил коллегам дать согласие на предание его суду и создать парламентский комитет по борьбе с коррупцией. Прокурор республики в начале своего заявления отверг все подозрения о политической подоплеке этого дела. Панасенко пояснил, что уголовное дело почти закончено, и прокуратура может предъявить обвинение мэру Петрозаводска в любой момент, как только депутаты дадут согласие на привлечение его к уголовной ответственности.
«Не предъявлялось обвинение пока. И оснований у нас нет предъявить, поскольку не решен вопрос о неприкосновенности», - пояснил Владимир Панасенко.
Поддержать Андрея Демина пришла фракция Петросовета «Будущее города» (те самые люди, которые под разными предлогами не явились накануне на свою сессию). Прокурор республики подробно рассказал о ходе уголовного дела и о той таинственной питерской фирме «Экстра-Нева», с которой на свою беду связались чиновники мэрии: «Эта фирма-однодневка, она была образована осенью 1999 года, для того чтобы определенные лица произвели какую-то операцию, и сняли деньги, что они и сделали». Того, кто стоит за этой фирмой, поставившей некачественные автобусы, карельские и питерские оперативники тогда установили. Это лицо было объявлено в федеральный розыск.
В своей ответной речи Андрей Демин доказывал, что к этой сделке мэрия готовилась полгода. Странно, что за это время городские чиновники не сумели понять, что имеют дело с липовой фирмой. Кроме того, по словам прокурора выходило, что мэра его подчинённые предупреждали о том, что цена на автобусы явно завышена. Часть депутатов попыталась придать уголовному делу политический окрас. Но большинство рассматривали вопрос исключительно в хозяйственной плоскости. Как всегда афористичен был известный «шоумэн» от парламентариев Михаил Мрыхин: «Я «Мойдодыр» читал и арифметику знаю. Но когда проплачено 17,3 миллиона – это за 20 автобусов. А у нас их тут десять, и то не все на ходу. То, к черту, какая ж тут политика?!» После прений Демин был лишен депутатской неприкосновенности. Теперь прокуратура могла быстро довести это дело до суда.
Таким было 29 октября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.