Военкомат Карелии спрогнозировал большие проблемы в осеннем призыве
В республике в положенное время, как и всегда, в 1999 году начался осенний призыв. Но как все тогда понимали, на этот раз он будет сопряжен с большими проблемами. В свете последних событий в России (напомним, летом начался вооруженный конфликт в Дагестане, а затем в сентябре прошел ряд терактов в разных городах России), эта кампания была непростой. Той осенью на призывных пунктах республики ожидали полторы тысячи молодых людей. Армейское начальство отдавало себе отчет, что нынешняя кампания будет связана с определенными трудностями.
Военный комиссар РК Н.Е.Столяров заявил: «Сложности, вы сами знаете, какие. То, что сейчас происходит в стране — вооруженный конфликт в Дагестане — он усложнит нашу работу. Естественно, мамы всячески будут препятствовать. Аргументировать будут, естественно, боязно за сына. Придется проводить большую организаторскую работу». Кстати, добровольцев ждали на пунктах как раз для отправки в Дагестан, и такие в Карелии находились.
Призывать юношей из Карелии обещали в самые различные рода войск: «География широка. Я одним словом могу сказать — во все. А если конкретно, но и пограничные, сухопутные, и радиотехнические. И военно-морской флот. Система контроля, как контролировать наших призывников в Дагестане, существует. Сейчас мы знаем, где находится каждый призванный нами парень. И мы работаем, чтобы привести это дело под соответствующий указ Президента». На сборном пункте в Петрозаводске состоялось совещание с участием районных военкомов и членов медицинских комиссий. Руководил совещанием председатель республиканской призывной комиссии, первый вице-премьер карельского правительства Виктор Масляков. Он тоже говорил о необходимости следить за судьбой каждого карельского призывника: «За каждым молодым человеком мы будем внимательно следить. Очень много сделано и правительством Карелии и военными комиссариатами, и органами местного самоуправления для того, чтобы наши ребята служили в тех частях, которые являются подшефными республики, и самое главное — тех, которые находятся на ее территории». Другая проблема — состояние здоровья молодых людей. По мнению Виктора Маслякова, местная власть в районах не уделяла ей должного внимания. О чем говорил хотя бы уровень организации детского питания в школах.
В Петрозаводске в 1998 году, например, лишь один из пяти призывников отправился с призывного пункта в армию. Многие из тех, что остались на гражданке — были признаны негодными по причине слабого здоровья. Не менее важно и послеармейское устройство молодежи. Правительство озаботилось тем, чтобы демобилизовавшиеся юноши не пополняли ряды безработных. Что же касается проведения призывной кампании, в этом вопросе были и чисто бытовые сложности. Ряд районных комиссариатов нуждался в новых помещениях, а в медицинских комиссиях не хватало специалистов.
В 1998 году указом Президента Госавтоинспекция была ликвидирована, и на ее месте образована Государственная инспекция по безопасности дорожного движения — ГИБДД. Тогда же встал вопрос и о новой форме для сотрудников. Только осенью 1999 года в Петрозаводске появились первые образцы нового обмундирования. Облаченные в него инспекторы приступили к несению дорожно-постовой службы. Раньше сотрудники ГАИ свои полномочия по-братски делили с милиционерами. Внешне автоинспектор отличался от остальных стражей порядка лишь нагрудным знаком.
Приказ премьера Степашина о реформировании деятельности ГАИ означал в том числе и новую форму дорожных стражей. И если сразу после указа обновленные дорожные инспекторы встречались только на дорогах столицы нашей Родины, то спустя год их стало можно встретить в любом городе России, в том числе у нас. Новая форма ГИБДД в народе вызвала неоднозначную реакцию. «Кому-то не нравится. Говорят, что форма, как у летчиков. Или стали, как почтальоны», - пожаловался старшина батальона ГИБДД Владимир. Ему самому форма нравилась даже очень, особенно свето-отражательный околыш на фуражке: «Особенно мне нравится фуражка. Она стала мягче и легче». Благодаря околышу да еще свето-отражательным нашивкам на рукавах и спине инспектор стал заметен на дорогах издалека. Чему все автолюбители ужасно обрадовались. В отличие от старой формы, эта, по мнению инспекторов, более презентабельна. Она синего цвета, утепленная и имеет три варианта: форма обычная х\б, форма зимняя и форма парадная. Для расчетливых граждан сообщаем, что один летний комплект стоил одну тысячу рублей (хорошая зарплата за месяц тех лет). А всего таким образом приоделось тридцать человек. То есть рота сопровождения и эскортирования. Впрочем, устроивший журналистам дефиле старшина ГИБДД путать дорогу и модельный подиум был не намерен. И собирался штрафовать автонарушителей по всей строгости, как и раньше.
Таким было 9 октября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?