В смертельно опасный бизнес в лесах Карелии оказались втянуты дети
Трагедией закончился ровно 20 лет назад очередной рейд подростков в отдаленный район республики. В детскую республиканскую больницу на вертолете были доставлены четыре подростка в тяжелом состоянии. Они занимались поисковыми работами в Лоухском районе. Накануне вечером недалеко от поселка Кестеньга взорвались боеприпасы. Два человека погибли на месте. Один – 16-летний юноша, другой – сам руководитель отряда «Патриот». Подразделение по разминированию и взрывным работам Республиканской службы спасения выехало на место происшествия.
Отряд поисковиков подорвался на немецкой противотанковой мине, которую в народе называли «лягушка». Такая мина, как сообщил начальник взрывных работ карельской службы спасения Александр Дзимин, одна из самых опасных. Пролежав в земле много десятков лет, она может повести себя непредсказуемо: «При подрыве она выпрыгивает на расстояние от 0,8 до полутора метров. И она начинена осколками в виде шариков. В ней содержится 340 таких элементов. Практически это стопроцентное поражение».
Как сообщили спасатели, эта мина находилась вместе с другими боеприпасами. А по правилам техники безопасности, место с найденным снарядом необходимо огородить и вызвать саперов. Кроме того, к взрывным устройствам нельзя подходить группой. Нарушено было и второе правило: «Старший группы, который проводил эти работы, он начал ее разбирать. Мало того, что сосредоточены были боеприпасы в одном месте, он начал эти боеприпасы разбирать в присутствии детей».
Можно было только гадать, почему опытный поисковик, за плечами которого была не одна экспедиция, повел себя таким образом. Но у спасателей было свое мнение на этот счет: «Руководитель всего этого отряда, объединения, у меня уже были нарекания к этому товарищу. За прошедшие три года, когда они проводили поисковые работы именно в Лоухском районе, ни одного взрывоопасного предмета ими на уничтожение не было сдано. Хотя они проводили поиск именно в местах, где проводились боевые действия».
Александр Дзимин сообщил, что в 2002 году он лично просил военкомат республики лишить отряд из Северодвинска лицензии на проведение поисковых работ на территории Карелии. Но эта лицензия была им выдана местной администрацией. Начальник подразделения спасателей был убежден, что кроме патриотической цели у этих поисковиков была и другая: «Трофеи, которые ими были найдены, особенно трофеи, которые более-менее в хорошем состоянии, они скупаются как раритеты. Насколько знаю, немецкая каска стоит 200 долларов. Наша стоит в пределах 150 долларов. Это своего рода бизнес. И самое опасное, что в этот бизнес втравлены дети».
Два года назад правительство Карелии, Газпром и Лентрансгаз подписали соглашение о строительстве газопровода Петрозаводск–Кондопога. 26-километровый участок трассы будет готов уже в сентябре 2002 года, обещали власти. На своем пути трасса пересечет федеральную автомагистраль Санкт-Петербург–Мурманск. По этой причине состоялось выездное заседание штаба по строительству газопровода.
Пересечение газопроводом федеральной трассы Кола согласовали не только с заказчиками и подрядчиками, но и с управлением автомагистрали Санкт-Петербург–Мурманск, с ГИБДД Карелии и Петрозаводским ДРСУ. Газопровод обещали пустить под федеральной трассой, не перекрывая движения. Специально для этого подрядчик (АО «Ленгазспецстрой») сделал километровую объездную дорогу.
«Фирма, которая обслуживает трассу, посмотрела эту дорогу. ГИБДД посмотрела. Есть замечания, которые можно будет устранить в течение недели. И будет осуществляться переход. Как у любого другого сложного объекта, конечно, существуют проблемы финансирования выполненных работ. Но думаю, мы их тоже решим. Затраты здесь не очень большие», - заявил Александр Ефимов, председатель Госкомитета по строительству РК.
Качеством объездной дороги остались недовольны инспекторы ГИБДД. Основная претензия – плохая видимость и неубранные камни. Как только недостатки будут ликвидированы, под федеральной дорогой начнут прокладывать газопровод. По признанию подрядчиков, работа эта сложная.
«Кабели находятся с той стороны дороги, с другой. Кабели очень серьезные. Дальше идет высоковольтка, линия связи – воздушка. Ну и транспортная развязка», - перечислил Алексей Рулев, начальник участка строительства газопровода.
Несмотря на все трудности, время на проведение работ подрядчику строго ограничили. Но они обещали уложиться максимально в двое суток. Дорожное покрытие на федеральной автомагистрали Петрозаводское ДРСУ обещало восстановить тоже в кратчайшие сроки. На своем пути газопровод Петрозаводск–Кондопога должен был пересечь еще и железную дорогу, и реку. В сентябре 26-километровый участок должны были сдать. А значит у поселков Мелиоративный, Вилга, Шуя, Суна появится возможность перевести промышленные и жилищные объекты на газ. Полностью же строительство газопровода собирались завершить в конце 2003 года.
Таким было 12 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2002 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.