В центре Петрозаводска малый бизнес решили вытеснить торговым центром
Центр Петрозаводска в 90-е годы неожиданно стал лакомым куском для строительных и торговых фирм. Вот, пожалуй, один из первых заметных скандалов, когда протесты вылились в долгоиграющую песню, а окончательное решение пришлось серьезно корректировать.
Ровно 20 лет назад городская администрация решила объявить конкурс на строительство административно-торгового здания на улице Свердлова, напротив Республиканского центра искусств (нынешняя филармония). При этом никто не учитывал интересы нескольких фирм, которые размещали в то время на том месте ларьки и кафе. Сейчас-то здание на ходовом местечке площадью 1000 квадратных метров на улице Свердлова уже стоит. А тогда именно тут мэр города решил заложить камень очередного гражданского строительства.
«На этом месте мы планируем проектирование и строительство административно-торгового здания, которое будет включать в себя в том числе и кафе», - пояснил заместитель главы администрации Петрозаводска Александр Мовчан.
Пока же это место арендовали четыре фирмы, которые размещали тут киоски и кафе. Мэрия планировала провести конкурс, точнее аукцион среди инвесторов, которые были в состоянии вытеснить эти малые предприятия. Но за них, уверяли чиновники, волноваться не стоит: «Просто исчезнуть они не могут. Мы не хотим, чтобы люди остались без работы. Им предложено в первую очередь участвовать в этом конкурсе». Но владелица кафе, которая арендовала тут место с октября 2000 года, сказала журналистам: «Впервые слышу об этом. Меня никто ничего не спросил. Во всех цивилизованных странах меня бы спросили. И мое присутствие было бы приоритетным. А меня только поставили в известность, что эта земля выдается на конкурс. А куда мне это все девать?», - показала на свое имущество Чармиан Махренская.
Между тем еще в 2000 году при выделении земли арендаторам в городской управе обещали покой и дружбу. Арендаторы купились на эти посулы и стали тратить свои деньги на обустройство и проведение канализации с водопроводом. Несмотря на убытки арендаторы все же были готовы поменять ларьки на более презентабельные торговые павильоны. Вот только их об этом никто не просил.
«Почему я не могу построить все это, нисколько не хуже! Может быть, мы с хозяевами этих ларьков собрались бы и построили торговый комплекс, и очень красивый, и все были бы довольны», - предлагала Чармиан Махренская.
Но не все были бы довольны. Потому что застройку чиновники планировали по принципу — кто больше. Даже сами арендаторы отдавали себе отчет, что не смогут выдержать тендер. Им был памятен летний аукцион с продажей мест на Онежской набережной.
«Для участия в конкурсе нужно было заплатить 9 тысяч, и начальная цена места была 30 тысяч. Таких денег у меня нет. И представьте себе: после того, как все это заплатишь — получишь или не получишь это место — неизвестно. А во-вторых, потом же нужно строить. А на что строить еще?», - малый бизнес только руками разводил. Выходит, что любой более-менее выгодный проект чиновниками делается доступным только для очень состоятельных бизнесменов. Куда пойти малому бизнесу, в мэрии не сказали, но для самого «похода» условия были созданы.
Правда, в результате таких застроек, городские власти насобирали в городскую казну больше 4 миллионов рублей в 2000 году. Что не могло не радовать. Осталось только понять, куда же деваются казенные деньги, которые наши чиновники наживают таким непосильным трудом.
Студенческие стипендии подросли! Событие радостное. Но даже ректоры по учебной работе, не говоря уже о самих студентах, считали, что этих денег хватит разве что на проездной в общественном транспорте. Федеральный закон о высшем образовании не пересматривался на тот момент с 1996 года. С 1 января стипендии повысились только благодаря увеличению МРОТ. Плюс северные. Из этого расчета стипендия студента ПетрГУ, который грыз гранит науки на «хорошо» и «отлично», составила 330 рублей.
«Отличники будут получать почти 400 рублей. Это из расчета нового МРОТа», - сообщил Анатолий Лопуха, проректор по учебной работе. Это в том случае, когда к двум ставкам МРОТа прибавляют 65%. В другом вузе — педагогическом университете — эта цифра составляла 15%. Поэтому общая стипендия тут составляла 192 рубля (для сравнения: бутылка недорогой водки стоила в районе 50 рублей). И в отличие от ПетрГУ размер стипендии не зависел от качества учебы. Хотя в 2000 году деньги в КГПУ выдавались по принципу «кто работает — тот ест». Проректор КГПУ Анатолий Полин подтвердил: «В частности, кто учился на отлично, имел право на 50% доплаты. Кто учился на хорошо и отлично, - 25% доплаты». Этот повышенный коэффициент никто специально из Москвы не присылал. Просто отличников поощряли за счет их менее успешных в учебе собратьев. В итоге стипендиальные комиссии на каждом отдельно взятом факультете КГПУ решали, как распределить вырученные суммы. Кое-кто из троешников не получал ничего. А кто-то из стахановцев учебного процесса получал около 600 рублей.
«Мнение студенческого коллектива учитывалось. Поэтому бунтов никаких не было. Все соглашались с этим», - отметил Анатолий Полин.
И все же после ноября 2000 года от такого распределения отказались. Почему — умолчали. Но решили вернуться к старому исполнению закона об образовании. Установили единую, обязательную для всех стипендию. Она была так невелика, что отличники учебы быстро принялись зарабатывать деньги другими способами. Кроме федералов, учащихся петрозаводских вузов подкармливали из карельской казны. А также из Благотворительного фонда Катанандова. Некоторые студенты были удостоены Потанинской стипендии в размере 1200 рублей. Все это выплачивалось помимо основной стипендии. Разумеется, отличникам учебы. Таких было немного. В ПетрГУ только 35 студентов получали премию Потанина. Она была расчитана на один год. Что касается специальной стипендии правительства Карелии, она с 1 января тоже была повышена.
«Она устанавливается сегодня для аспирантов в размере 500 рублей, для студентов высшего профессионального образования 400 рублей, для студентов техникумов 300 рублей и так далее», - сообщил Анатолий Лопуха. Разумеется, эти финансовые потоки проливались на студентов, выдержавших конкурс. Ну а стипендии среднеарифметического российского студента хватало разве что на проездной.
Таким было 13 января ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. (фото mosreg.ru)