Родник в центре города стал недоступен для жителей Петрозаводска
31% водопроводов в Карелии не соответствует санитарным нормам – заявили специалисты ровно 20 лет назад. И если в целом республику можно было назвать благополучным в санитарном отношении регионом, то по причине неудовлетворительного качества воды у нас был зафиксирован рост кишечных инфекций.
Если сравнивать Карелию с российскими регионами, то она выглядела вполне благополучно с точки зрения санэпидобстановки, исключения бывали, но редко. В Челябинске, например, как раз в то время свирепствовала холера. По многим российским городам наметился рост брюшного тифа и сальмонеллеза. Были зафиксированы несколько случаев со смертельным исходом от болезней, разносчиками коих были грызуны в жилых домах.
Кроме того хлопот эпидемиологам добавил грибной сезон.
«Прославилась у нас Воронежская область, 328 пострадавших, из них 57 детей. 24 смертельных случая»,
– напугал главный врач Санэпиднадзора РК Анатолий Коваленко.
В Карелии грибных отравлений не было. Другими продуктами питания, как заверил Коваленко, народ не травился. Так как СЭС своевременно изъяла все, что не соответствовало санитарно-гигиеническим требованиям. Например, мясо – 1600 тонн. Для сравнения – в 1999 году 22 тонны. И молочной продукции больше двух тонн (в 1999 году – это было шесть тонн).
Несмотря на хорошее поведение торговцев были к ним претензии:
«Есть факты, это не секрет, когда хранят овощную продукцию в гаражах, в квартирах».
Свои санитарные порядки санэпиднадзор хочет установить в складском хозяйстве при помощи новой республиканской программы по здоровому питанию и закону о качестве сырья и продуктов. Но все потуги эпидемиологов по гигиене свелись на нет родным коммунальным хозяйством.
Как видно, между первым и вторым наблюдается очень тесная нерадостная связь: «37% водопроводов не имеют обеззараживающих установок в республике». Всего по Карелии 65% коммунальных и 38% ведомственных водопроводов с водозабором из поверхностных источников не имели полного комплекса очистных сооружений. А также обеззараживающих установок. Часто в поселениях воду вообще просто перекачивали насосом в водопровод, не забывая при этом взять плату с населения как за очищенную водопроводную воду.
Низкое качество питьевой воды каждый год приводило к росту кишечных инфекций. То там, то сям эпидемиологи фиксировали заболевания дизентерией. По мнению эпидемиологов, «что б они не делали – не идут дела». И не будут идти до тех пор, пока власти не наведут порядок в эксплуатации водопроводных сетей.
Добраться до чистой воды бывает нелегко! Например, любители родниковой воды рисковали сломать себе ноги, спускаясь по лестнице, ведущей к колодцу. «Осторожно, ступеньки!» Такой таблички почему-то не было на зеленом бугорке, предваряющем вход на старую деревянную лестницу. По ней спускались и взбирались горожане, чтобы пройти напрямик из района Октябрьского в центр:
«Невозможно по ней спускаться, вот и обхожу. Все лето так».
«Здесь половины ступенек не хватает, уже страшно ходить по ней».
Страшно в том месте было ходить вообще, а в частности – когда темно. Зато в темноте было не видно, что половина перил на мостике куда-то исчезла, а ступеньки накренились или просто превратились в труху. Так чего бояться? По принципу: не видишь опасности, значит, и бояться нечего. Однако, попробовали бы чиновники, ответственные за благоустройство города, объяснить эти простые истины человеку, который спускался в эту цветущую «ямку». Особенно пожилому человеку.
«Желательно, конечно, чтобы починили. А то люди разобьются. Тут ведь пожилые люди ходят на родничок. Смотрю, тут карабкаются».
Пожилого пенсионера, любителя чистой воды (о проекте с таким названием, кстати, весьма пеклись городские власти) журналисты застали у колодца. Он рассказал, что по лестнице карабкаться ему ни к чему. Потому что живет он на Ленинградской, то есть к роднику подходит с другой стороны. Зато он знает, что сейчас этот родник в народе не популярен. Появились другие – во-первых, более благоустроенные, а во-вторых, добраться сюда из центра некоторым бабушкам с бидонами нет ни малейшей возможности. Да что там бабушки! Даже не сильно пожилые журналисты чуть сами не поломали ноги, пытаясь выбрать кадр живописнее. Лестницу ремонтировать, похоже, никто не собирался. И в таком подвешенном состоянии она была уже давно. Народ не безмолвствовал, но бездействовал. Люди уверяли:
«Сам же народ не будет просто так сам делать! У народа и средств таких нету».
Но средств на это не было и в городском бюджете. Это мог подтвердить любой административный работник. Чиновники предпочитали активно карабкаться по ступеням власти нежели обеспечить народу свободное восхождение в гору.
В Петрозаводск наконец прибыла немецкая яхта «Петрина», которую ожидали к открытию знаменитой Онежской регаты. Самое большое и единственное иностранное судно в гонках участвовать уже не смогло, и ей дали официальный статус – гость. Но капитан парусника заверил, что в будущем году его примеру последуют другие суда Германии, откуда парусник вышел 2 июля. 18-го он достиг берегов России – то есть вошел в Мурманск. Откуда дальше через Соловки, Белое и Баренцево море взял курс на Петрозаводск.
Когда регата уже вовсю шла, 24 усталых путешественника все утро отсыпались, пораженные величием города и его тишиной. Капитан отметил, что в таких больших городах нелегко найти такую тихую стоянку.
Опоздало на начало регаты судно потому, что в Беломорске их задержал сильный шторм. Мост разводить было нельзя, и команда знакомилась с Карелией, и она произвела сильное впечатление. В остальное же с погодой мореплавателям повезло.
«Команда состоит из 24 человек, это искатели приключений, которым всем было очень интересно побывать первооткрывателями российских водных просторов. Все они отчасти туристы, отчасти искатели приключений, и члены команды»,
– рассказал капитан.
За время этого путешествия судно «Петрина» прошло уже три тысячи морских миль. На родине капитана отговаривали идти в Петрозаводск. Все боялись, что с нашими российскими бюрократами не сладишь. Но с помощью карельского госкомитета по спорту и туризму все необходимые разрешения были получены. И корабль беспрепятственно шел весь маршрут.
История корабля примечательна. «Петрине» на тот момент исполнился 91 год. Это судно предназначалось для перевозки угля. Сначала ходило только под парусом. Затем на нем был установлен двигатель. Это последний из оставшихся судов подобного класса. Хотя их было построено до четырехсот в период Первой мировой войны.
Напоследок капитан изъявил надежду вернуться сюда на следующий год. А также захватить и другие иностранные экипажи.
Таким было 4 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума – а что вы делали в этот день в 2000 году?
Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности здесь.