Промышленники Англии с радостью внедрились в леса Карелии
В середине сентября в России отмечают День работников лесопромышленного комплекса. В праздничные для лесного комплекса дни ровно 20 лет назад на предприятиях отрасли в Карелии продолжались трудовые будни. Правда, сотрудники Ильинского лесозавода уже несколько месяцев ходили на работу, как на праздник. До этого они страдали от простоев и хронических невыплат заработной платы. Весной 1999 года у завода сменился хозяин. И Ильинский стал оживать. Россия была в те годы одной из трех крупнейших лесных держав в мире. Карелия же — регион, богатый лесными ресурсами, как лакмусовая бумажка отражает все проблемы в этой отрасли. Многие предприятия комплекса в конце 90-х находились на грани выживания. Не исключение и Ильинский лесозавод.
Весной 1999 года в ходе процедуры банкротства он был куплен на конкурсе Онежским лесопильным деревообрабатывающим комбинатом. До того времени Ильинский практически стоял. Не хватало сырья и денег на его закупку. Но после смены руководства работа началась в устойчивом режиме. Сырье в основном поставлял ЗапКарелЛес. На складах постоянно находилось до пяти тысяч кубометров. Ильинка получила лимиты на лесопользование и начала их освоение.
Генеральный директор завода П.В.Яковлев заявил: «25 тысяч лимитов мы получили в Олонецком районе, 50 тысяч — в Сосновецком районе. И начали в Олонецком районе уже заготовку, первый лес уже пошел на завод». По условиям конкурса Онежский ЛДК должен был вложить в лесозавод полтора миллиона долларов инвестиций, сохранить рабочие места, через год достигнуть производительности 50 тысяч, а через два — сто тысяч кубометров пиломатериалов в год. «Наша цель — выйти на проектную мощность. В проектном режиме проработать какое-то время, не меньше одного-двух лет. И после этого уже заниматься реконструкцией, если позволит сырьевая база». Но произвести это одно, а продать другое. Новый собственник искал рынки сбыта.
Ильинский завод посетила делегация английских лесопромышленников. Кстати, это была уже четвертая по счету группа бизнесменов из-за рубежа за лето 1999 года. Питер Хаммерсли, директор русского отдела фирмы, приехал уже во второй раз. Впервые он побывал в Ильинском за 7 лет до этого. И увиденное на заводе его приятно удивило: «Я весьма рад. И удовлетворен тем, что увидел здесь. Я увидел предприятие, которое идет вперед, которое развивается, не стоит, работает. Я вижу, что есть будущее у этого предприятия. Будущее с нами». Ситуация с Ильинским заводом, по мнению председателя комитета по леспромышленному комплексу РК Сергея Кольцова, была типична: «Обыкновенный лесозавод, каких сотни, если не тысячи по всей России. Типовой. Его уникальность в том, что в период разрухи, в период банкротства, инженерно-технический персонал завода и рядовые работники сумели сохранить значительную долю основных средств».
По его мнению, настало время навести порядок в лесу. Сделать это нужно, начиная с изменений в федеральном законодательстве, заканчивая запретом на вырубку леса частным сомнительным компаниям. Эти действия диктовала сама логика развития лесопромышленного бизнеса. Тогда будет достигнута главная цель: «Меня должно устраивать то, чтобы они платили все налоги от заработанных денег, зарплату вовремя, чтобы она росла и желательно соразмерно инфляции».
В столице Карелии в недельный срок провели перерегистрацию всех приезжих. В учебных и медицинских учреждениях усилили меры безопасности. Это было вызвано тем, что в нескольких российских городах в сентябре 1999 года произошли теракты. К услугам охраны школы и больницы обратились уже задолго до этого. А в связи с последними событиями сторожевую бдительность решено было повысить. В школах определили ответственных, которые должны осматривать до и после уроков все помещения школы, включая чердаки и подвалы. Кроме того, проводился массовый ликбез по правилам поведения до, во время и во избежание возможного теракта. В общем, действительно, теперь в школах буквально учат всему. А дисциплина НВП уступила место предмету по защите от террористов. «Проинструктирован педагогический коллектив, - сообщил директор школы №9 О.Ю.Степанов, - Проинструктирован технический персонал. И поставлен срок до конца этой учебной недели по инструктажу всех учащихся школы по их действиям в случае обнаружения посторонних предметов, в случае (не дай бог, конечно) уже совершенного теракта». Что касается охраны, то уже за несколько лет до этого все общественные учреждения сменили безобидных вахтерш и гардеробщиц на профессиональных охранников.
В связи с событиями в Москве и Дагестане контрольно-пропускной режим в присутственных местах еще ужесточили. Охранник школы Александр Михайлов признал: «У нас обеспечена охрана на должном уровне. На очень высоком. По сравнению с тем, что здесь раньше было, по рассказам руководителей». Охрану в школе №9 оплачивали сами родители, придя к такому решению на родительском комитете. Встречаться с детьми эти же самые родители в школе могли лишь на перемене. Свободное посещение в больницах также отменили. В БСМП были намерены вообще запретить посещение больных родственниками после 19 часов. И пока у пациентов повышалась температура, у врачей, согласно приказу, повышалась бдительность. Зам.главного врача БСМП В.Г.Пузенко подтвердил: «Персонал предупрежден. Чтобы подозрительные лица задерживались.
Чтобы наблюдали за такими помещениями, как ванные комнаты, туалеты, и если обнаружат какие-то предметы, то сообщали об этом». Все выходы в БСМП были перекрыты. Два профессиональных охранника несли здесь службу с 17 часов до 8 утра. А в выходные и праздники — круглосуточно. И школах, и в больницах запретили парковку большегрузных машин на территории учреждений.
«Мы собираемся еще построить временный шлагбаум. Чтобы прекратить доступ. Потому что нынешние водители... очень сложно с ними разговаривать. Будем решать на уровне шлагбаума», - обещал Пузенко.
Таким было 19 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?