Петроглифы Карелии могли оказаться в чужих руках
Российские археологи ровно 20 лет назад направили обращение министру культуры РФ, им тогда был Михаил Швыдкой. Они попросили объявить мораторий на попытку передачи Беломорских петроглифов коммерческой структуре. Инвестиционное предложение об этом было размещено на официальном сайте правительства Карелии.
Уникальный памятник предлагали за 250 тысяч долларов в аренду на 25 лет. Проект сулил немалые перспективы инвестору, однако желающих воспользоваться предложением не нашлось. Надо отметить, что провисело предложение на сайте правительства два года. А вот скандал разразился именно весной 2003 года. «Практики передачи археологических памятников в частные руки не имеют прецедентов ни в России, ни в мире. Вопросы совместной работы музея с частным инвестором возможны. Совместная деятельность. Но вопрос передачи памятника инвестору, нам кажется, некорректно даже обсуждать», - заявила Елена Зарина, тогдашний директор Краеведческого музея РК (ныне – Национальный).
«Я думаю, что в частные руки эти памятники пока переданы быть не могут. По той причине, что существует федеральный закон. И прежде всего нужно выяснить, какие возможности использования этих памятников предполагает этот закон»,
- сказал Юрий Савватеев, археолог, доктор исторических наук КНЦ РАН.
Впрочем, осуждать инвестиционное предложение уже не имело смысла. По утверждению директора Центра по охране памятников культуры РК Владимир Дыбин, у Беломорских петроглифов уже были хозяева к тому времени: «В последнее время у нас были обсуждения с администрацией местного управления о том, чтобы закрепить петроглифы конкретно за Краеведческим музеем Беломорского района. И чтобы сегодня он занял активную позицию в этих вопросах. Такая договоренность достигнута. Мы заключили договор с местным самоуправлением. Что касается инвестиционного предложения, приходится его отложить в сторону и пока не рассматривать».
Памятник находится на территории Беломорского района, поэтому и было решено, чтобы те районные власти отвечают за его охрану – так решили в министерстве культуры Карелии. Но в нашем Краеведческом музее на Круглой площади полагали, что ни средств, ни способностей, ни реальных полномочий у Беломорска на это не было. Эти соображения и побудили работников республиканского музея поднять волну возмущения.
«В данной ситуации мне, как директору регионального музея, мне непонятно и то, почему Республика Карелия считает себя правообладателем этих памятников и решает вопросы на местном уровне? Петроглифы – не только памятник федерального значения, но и федеральным имуществом», - сказала Елена Зарина.
Профессор Савватеев тоже считал, что подобное предложение требует оценки экспертов. А вот сама по себе идея ему была симпатична: «Сама по себе идея привлечения к судьбе этих памятников местных органов власти и местного населения – она вполне оправдана. Общеизвестно, что памятники сохраняются только там, где их судьбой озабочен сам народ». Другое дело, что на охрану, благоустройство, организацию туристов потребуется средства, а районные власти ими явно не располагают. Какие это будут деньги и из каких источников, никто не сообщил.
Память о нашей культуре можно сохранять по-разному! Вот, к примеру, как это сделали весной 2003 года в Центре национальных культур Карелии. Там прошел первый конкурс «Вепсская краса». В нем приняло участие двадцать девушек из столицы Карелии, из Вепсской национальной волости и Подпорожского района Ленинградской области. Титул «Краса-2003» завоевала тогда Александра Еттоева, ученица финно-угорской школы Петрозаводска.
Все девушки были исключительно вепсской национальности. Собственно, это было главным условием.
«Мы организовали этот конкурс, чтобы поддержать вепсскую молодежь, для развития культуры, традиции для того, чтобы молодежь не стеснялась называть свою национальность – вепс», - сказала организатор конкурса Анна Щербакова. Несмотря на то, что в том году главную вепсскую красавицу выбирали впервые, конкурс сразу приобрел межрегиональный статус. Среди двух десятков участниц были девушки не только из Карелии, но и из соседней Ленобласти. Там, на границе с Карелией, в Подпорожье, есть несколько вепсских деревень. Светлана Карпова из Ленобласти заняла на конкурсе третье место. Ее землячка Гуля Поливанова получила специальный приз от газеты «Кодима»: «Наша красавица – это не внешность, главное, что у нее внутренняя красота должна быть. Должна быть рукодельницей, домохозяйкой, много что уметь».
Выполняя все конкурсные задания, красавицы демонстрировали свое умение петь, говорить на родном вепсском языке, танцевать кадриль и даже печь калитки. Приняв во внимание результаты всех испытаний, жюри вынесло вердикт: Красой стала Александра Еттоева, школьница из Петрозаводска. Вице-Красой жюри назвало преподавательницу информатики Шелтозерской школы Юлию Наумову. Несмотря на то, что организаторы конкурса были согласны далеко не со всеми оценками жюри, они обещали, что конкурс «Вепсская краса» обязательно состоится и в следующем году.
Таким было 10 апреля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2003 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.