Дикие туристы испортили археологический памятник на архипелаге Карелии

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 30 июля в 2001 году

Оказывается, чтобы сделать научное открытие, необязательно ехать за тридевять земель. Недалеко от Кеми на островах Белого моря ровно 20 лет назад проходила экспедиция, организованная учеными Карельского научного центра РАН и их коллегами из университетов Швеции и Норвегии.

В первые же дни работы на одном из островов архипелага Кузова скандинавские археологи обнаружили там несколько фундаментов древних жилищ. По признанию карельских ученых до сих пор ничего подобного на территории республики не находили. А для археологов из Норвегии и Швеции такие открытия — обычное дело. Следов древних культур на севере скандинавского полуострова было обнаружено к началу 21 века уже очень много. Но возможно, их не меньше и на территории Карелии. Однако Русский Север был исследован гораздо хуже, чем европейский. Один из самых интересных и древних исторических памятников на территории Карелии — загадочный лабиринт на острове архипелага Кузова — был обнаружен в начале 60-х годов 20-го века. И практически сразу же забыт. Этот лабиринт не имел аналогов в Северной Европе. Хотя похожих сооружений в той же Скандинавии известно немало. Более-менее серьезное изучение лабиринта и других расположенных на островах архипелага Кузова памятников началось лишь в начале двухтысячных. Различные культовые объекты занимают там около 2% территории архипелага.

Всего их обнаружено примерно восемь сотен. Особенно много там сейдов — священных камней. Больше всего их на вершинах островов Русский и Немецкий Кузов. Живейший интерес археологов вызывали все шестнадцать островов архипелага. По словам шведов и норвежцев, участвовавших в экспедиции, им было любопытно сравнить свои древние культовые с найденными на территории Карелии. Ученые были уверены: их строили одни и те же племена — древние саамы, жившие на севере Европы более двух тысяч лет назад. Их потомки до сих пор обитают на территории Лапландии.

Во время путешествия по Белому морю участники экспедиции были удивлены большому количеству туристов, которое встретилось им на пути. Люди приезжали туда не только из России, но и со всего мира. Удалось встретить бельгийцев, голландцев, американцев. С начала 90-х годов все большее количество туристов посещало этот регион ежегодно.

К сожалению, этот процесс никем не контролировался. Дикие туристы наносили непоправимый ущерб не только местной природе, но и историческим памятникам. Даже самый опытный археолог не в состоянии сказать — был ли этот сейд сложен несколько тысяч лет назад древними людьми, или был построен только вчера каким-нибудь проезжим москвичом. Десять лет дикого туризма нанесли древним памятникам больший ущерб, чем предыдущие две с половиной тысячи. Оригинальные сейды посетители разбирали для своих хозяйственных нужд или просто по незнанию. Из древних камней складывали костровища и столы. Вместо оригинальных культовых сооружений воздвигали новоделы. Туристы клали камни друг на друга безо всякой системы, как попало, чем запутывали археологов.

Ученые пытались понять, что означают сейды. И почему они построены именно в этих местах, а не в каких-то других. Для исследователей очень важно, чтобы памятники оставались нетронутыми. Одна из целей проходящей на Кузовах экспедиции — привлечь внимание общественности и властей к архипелагу. К необходимости сохранения его уникальной природы и следов древних цивилизаций. Для достижения этой задачи необходимо прежде всего дикий туризм превратить в цивилизованный. Что, кстати, пошло бы на пользу не только островам, но и самим туристам. И экономике республики в целом.

В Петрозаводске работал уникальный во всех отношениях лагерь для детей-инвалидов, в котором детей лечили не таблетками и микстурами, а целительной верховой ездой. Эта летняя оздоровительно-трудовая площадка на тот момент работала в Петрозаводске уже четвертый год при общественном благотворительном фонде «Кентавр». Расположилась она на окраине города на улице Шуйской. Здесь с детьми-инвалидами занимались лечебной верховой ездой. В Карелии такой вид лечения тогда воспринимался, как нетрадиционный. Однако иппотерапия приносила весьма ощутимые результаты. Например, у детей с ДЦП начинали лучше работать суставы, разрабатывался вестибулярный аппарат. И такое лечение не пугало детей. Оно воспринималось ими как общение. Дети учились ухаживать за животными, занимались трудотерапией.

«Они и ухаживают за лошадями ежедневно, и ездят верхом, и помогают убирать на манеже, и посуду моют. То есть мы стараемся их адаптировать в обществе, чтобы им было потом проще. Наши ребята делают здесь практически все самостоятельно. Как могут! Полы подметают, в конюшне убирают, лошадей чистят», - рассказала Ирина Бурмистрова, председатель благотворительного фонда «Кентавр».

Эта площадка работала три летние смены по 15 дней. Каждая смена принимала по 10 детей. Занятия с детьми по лечебно-верховой езде проводила сама Ирина Бурмистрова, она же была специалистом по иппотерапии. Кроме нее с детьми занимались три педагога. Они близко к сердцу принимали боль детей-инвалидов, потому что и сами являлись их родителями. Лечили верховой ездой детей разного возраста. Самому маленькому было три года. Удивительно, что малыши ни в чем не уступали взрослым. «Малыши ездят верхом в три года, да. А лечебно-верховая езда без езды верхом не бывает!» - улыбалась Ирина.

Недостатка в лошадях у фонда «Кентавр» не было. Но были другие трудности. Занятия лечебно-верховой ездой проводили не только летом, дважды в неделю они проходили круглый год. И председатель «Кентавра» давно мечтала о крытом манеже. Он позволил бы не прерывать занятия даже в плохую погоду. А еще неплохо было бы раздобыть грузовые машины, чтобы привезти 218 тонн сена.

Таким было 30 июля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.