О последствиях отъема льгот у доноров сильно переживали врачи Карелии
В Карелии ровно 20 лет назад вступило в действие решение федерального правительства об отмене льгот на проезд в общественном транспорте почетным донорам. Чтобы стать им, нужно было сдать 12 литров собственной крови. Донорский стаж Анатолия Краснова, к примеру, был 17 лет. Впервые он сдал кровь в 1976 году. В феврале 2003 года он сказал главному врачу Станции переливания Людмиле Барановой, что больше сдавать кровь он не придет: «Зачем мне это удостоверение теперь? «Почетный донор России». Для чего он существует? Кому он нужен? Поставить в сервант и смотреть на него что ли? Или как на икону молиться? Я сегодня на Станции 12-й человек по списку. Время – двенадцатый час. И так мало людей кровь сегодня сдало. Где люди? Кто будет сдавать, приходить сюда? За что?»
Удостоверение стало для Анатолия Краснова бесполезным из-за решения правительства РФ о приостановлении действия льгот на проезд в транспорте для почетных доноров. «Лишили почти всех льгот. Осталось только 30% квартплаты для одного члена семьи, воды и электричества. И все. Больше ничего не осталось», - перечислил Краснов.
«В 2002 году было принято новое трудовое законодательство, которое тоже нам резко подкосило приход доноров, - пожаловалась Людмила Баранова, которая отлично понимала возмущение Анатолия Краснова. – Законодательство для тех доноров, которые дают кровь за компенсацию, отменило оплату выходного дня и дня, который человек проводит здесь, на даче крови. То есть, человек имел право взять оплачиваемый выходной. Теперь они не оплачиваются».
А тут еще и перестали действовать льготы на проезд в транспорте. Все, на что мог тогда рассчитывать петрозаводский донор, это 300 рублей за литр сданной крови. За один раз в среднем можно было сдать 300-400 граммов. В советские годы на Станцию приходило по 150-200 человек за день. В начале двухтысячных редко бывало больше 20.
«В те годы была масса народу желающих сдать кровь безвозмездно. По зову души, из желания помочь незнакомым людям в той беде, в которую они попали. Теперь этого нет»,
- признала главврач Станции.
Ежедневно больницы республики, а это значит – сотни лежащих в них людей испытывали острую нужду в свежей крови. После ввода федерального закона о приостановлении льгот крови в больницах вряд ли прибавилось.
«Объявления каждый день по телевизору и радио – требуется кровь. Любая группа требуется. Любой рады! К чему это идет все? К тому, что завтра-послезавтра сюда уже никто не будет приходить», - с горечью говорил Анатолий Краснов. И Людмила Баранова ему сочувствовала. Она надеялась, что льготы на проезд приостановлены временно. И с 2024 года удостоверение «Почетного донора» вновь станет полезным документом. Она призвала всех по-прежнему сдавать кровь и помогать больным.
Врачи, конечно, ждали помощи и сознательности от людей. Но и они сами изо всех сил помогали своим пациентам. Сколько улучшений в те годы было произведено, как стремительно, хоть и с большим напряжением сил, менялась к лучшему система здравоохранения!
По статистике почти пятая часть населения планеты особенно в северных регионах страдала той или иной формы дыхательной недостаточности. 43% живущих там людей вообще об этом не знают и к врачам не обращаются. С февраля 2003 в Карелии с этой проблемой стало полегче – у нас открылся Республиканский респираторный центр. Вообще-то, строго говоря, он уже вовсю начал работу осенью 2001 года, но видимо, спустя полтора года значительно обновился.
Ультрасовременный комплекс оборудования был приобретен за счет республиканского бюджета. Его установили в новом лечебном центре Республиканской больницы имени Баранова. Была ли необходимость в создании медицинской и организационной структуры? Заведующая респираторным центром Эльмира Зильбер (потом она стала министром здравоохранения РК, уйдя с поста после визита в республику уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова) ответила на этот вопрос: «Наш центр занимается всеми проблемами дыхания, независимо от причины их возникновения. Безусловно мы занимаемся и дыхательными болезнями – астмой, бронхитом, пневмониями. Но помимо этих первичных нарушений дыхания существует дыхательная недостаточность, обусловленная другими причинами. Допустим – оперированный человек. Ему легкое никто не вернет. А жить ему с этой патологией надо. Допустим, человек с патологией мышечной системы, у него не работают дыхательные мышцы. А дышать ему надо. Допустим, человек, перенесший острое нарушение мозгового кровообращения или травму. У него не работает центральная регуляция, а дышать ему надо. Здесь у нас есть возможность выявить первопричину нарушения дыхания и прицельно на нее воздействовать».
В тот день состоялось официальное открытие этого центра, на котором присутствовали и члены правительства. А становление этого центра проходило под руководством профессора Зильбера. Анатолий Петрович по праву является основателем нового раздела здравоохранения – респираторной медицины. Коллеги поздравили профессора в тот день еще и потому, что это – день рождения Анатолия Зильбера.
И в тот же день состоялось заседание большого больничного совета Республиканской больницы. В числе приглашенных в совет был и Глава Карелии Сергей Катанандов. Он активно поддерживал перспективы развития главной больницы региона, которые изложил в своем докладе главный врача учреждения Александр Балашов. В дальнейшем стратегия развития республиканской больницы будет основываться на двух постулатах – это развитие жизнеспасающих технологий и создание специализированных центров.
Таким было 18 февраля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2003 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.