02 сентября 2020, 08:00

Мусорные контейнеры стали похищать средь бела дня в Петрозаводске

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 2 сентября в 2000 году

Русский народ славится своей смекалкой. А в 90-е люди ради выживания привыкли постоянно изобретать способы обогащения. Но, к сожалению, не всегда законные. Новый, еще плохо изученный вид криминального бизнеса процветал 20 лет назад в Петрозаводске. С улиц города исчезли 39 мусорных контейнеров.

Город — не бездушный, а живой организм. И жители Петрозаводска производят не только валовой национальный продукт, но и продукты жизнедеятельности, которые вываливают в контейнеры, установленные в специально отведенных для этого местах. Ежедневно машины муниципального предприятия «Спецтранс» вывозили мусор с более чем 400 контейнерных площадок. За сутки на полигон в районе Орзеги 15 КаМАЗов, 3 ЗИЛа, 2 Мерседеса и около десятка самосвалов отвозили до трех тысяч кубометров отходов. Забирали мусор из благоустроенных районов города и из частного сектора машины, рабочий ресурс которых был выработан почти до конца. Парк старый и требовал модернизации.

Кроме того петрозаводчане мусорили гораздо больше предписанного им по нормам. Работники «Спецтранса» уже научились выживать в современных условиях. Но в последнее время головной боли у них прибавилось. Организованная преступность обратила свой взор на стальные мусорные контейнеры.

«Вот сейчас у нас последняя проблема с тем, что стали пропадать контейнеры с площадок», - сообщила Надежда Косачева, мастер предприятия. 13 июня первыми без вести пропали три контейнера с улицы Муезерской, что на Перевалке. Жители ближайших домов видели и машину, крытую брезентом. И людей, одетых в униформу, которые неторопливо грузили емкости. Но не придали этому факту значения. А уже через неделю в Сулажгоре за ночь бесследно исчезли 9 контейнеров.

«Начиная с 15 по 23 августа у нас были вывезены контейнеры с Перевалки — девять, один с Птицефабрики, Сулажгора — четыре, и потом еще с Перевалки семь контейнеров», - пожаловалась Надежда Косачева. То есть воровство контейнеров буквально было поставлено на поток. Сотрудники «Спецтранса» неоднократно обращались к сотрудникам правоохранительных органов с просьбами и заявлениями. Но от последних не было ни ответа, ни привета. В Петрозаводске насчитывалось до двух тысяч мусоросборников. Но если так пойдет дальше, то в скором будущем мусор придется сваливать куда попало. Кстати, сами злодеи так и делали. Они увозили пустые контейнеры, высыпая их содержимое прямо на землю. У «Спецтранса» не было денег на замену украденного имущества. Каждый контейнер стоил 2 тысячи рублей (для сравнения: столько не всякий служащий зарабатывал в месяц в те годы). Милиция не могла отыскать расхитителей муниципальной собственности. Водители спецмашин выдвинули свою версию относительно того, где искать украденное. Они предложили проверить автомастерские, которые выполняли кузовной ремонт.

Наши карельские спасатели, которые были очень на хорошем счету по Северо-Западу, постоянно повышали свое профессиональное мастерство. Вот и ровно 20 лет назад они провели примечательные учения в примечательном месте. Как минимум два раза в год карельские спасатели тренировались так масштабно на глазах у всех. Зимой отрабатывались действия во время техногенных катастроф. Летом тренинг проходил на природе. Вот и в конце августа 2000 года состоялось плановое учение по спасению людей в чрезвычайных ситуациях в условиях природной среды. Такие ситуации могут возникнуть при проведении массовых праздничных мероприятий, которыми так богато суровое карельское лето. Спасателям предстояло выполнить четыре задания.

«Снять парашютиста с дерева, который потерял сознание, ударился о ствол и повис, — перечислял Анатолий Бойко, начальник поисково-спасательной службы.- Второй — снять пострадавшего с веревки. Это у нас дети, юные туристы проводят свои соревнования, в том числе этот элемент туда входит. Допустим, стало кому-то плохо на веревке, потерял страховку, повис, выбраться сам не может».

В программу также входили веревочная переправа через Лососинку и спасение экипажа в перевернувшейся надувной лодке. Кстати, если говорить о лодках, но уже подводных, то у наших спасателей было свое мнение насчет операции, которую проводили тогда в Баренцевом море (речь идет о трагедии с подлодкой «Курск»): «Если бы удалось хвост лодки приподнять, и люк показался бы из воды, то... Как говорил главком Военно-морского флота, что это невозможно, потому что волнение воды и лодка будет вертикально, людям будет не выбраться — вот здесь, на мой взгляд, можно было бы спасателей наших задействовать, они бы спустились в отсеки и могли оттуда доставать пострадавших».

В учениях принимали участие 16 человек из карельской поисково-спасательной службы. И они были лучшие на всем Северо-западе. Уже три года команда из Петрозаводска выигрывала зональные соревнования. Тем не менее, лучшие из лучших не собирались почивать на лаврах, а продолжали тренировки — лишнего опыта не бывает. «Служба наша нужна людям, ее надо наращивать. Не дожидаясь, пока клюнет жареный петух», - сказал Анатолий Бойко.

Таким было 2 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.