Из-за голода коммунальщики Петрозаводска отказались выйти на работу
Работники предприятия «Спецтранс» в Петрозаводске отказались выполнять свои обязанности. Это было ровно 20 лет назад. Они заявили, что не могут работать голодными. Только часть работников автоколонны «Спецтранс» приостановила свою трудовую деятельность: «Мы написали в заявлении, что отказ в связи с голодом. По технике безопасности мы голодные не имеем права работать с автотранспортом». Работники автоколонны «Спецтранс» — были в те времена не единственными в Петрозаводске коммунальщиками, которым нечего есть. По этой же причине под окнами мэрии проводили митинг работники городских ЖЭУ. Срок задержки заработной платы в обоих случаях был примерно одинаковый: «Дело в том, что задолженность не сокращается, она увеличивается. Сейчас уже пять месяцев мы не получаем». Городским дворникам повезло больше.
В них представители городской администрации хотя бы попытались вселить надежды на получение заработанных денег. Руководство «Спецтранса» не сочло нужным забивать головы подчиненных какими-либо иллюзиями: «На той неделе разговаривали с директором предприятия, он сказал, что лучшего не ждите. А куда ждать? Если дома, например, у меня ни копейки денег нет». У рабочих оставались некоторые сомнения относительно того, что на предприятии ситуация с деньгами такая же, как у них дома: «Откуда берутся тогда бензин, резина, все остальное? Стройка идет. А денег не видим пять месяцев!» Руководство автоколонны посчитало лишним лично разъяснять что-либо рабочим. Исключительно любезный секретарь от имени исполняющего обязанности директора предприятия по телефону отказала в аудиенции без объяснения причин, предложив, правда, обратиться еще раз «завтра с утра». Славный получился бы подарок ко Дню города, который отмечается в последнюю субботу июня, если бы дворники перестали подметать мусор, а автоколонна «Спецтранс» его вывозить.
Арбитражный суд республики приступил к рассмотрению очередного дела, связанного с 20-й статьей карельского закона о приватизации. Эта статья вступила в противоречие с федеральным законодательством. И ответчик по делу — институт «Леспромпроект» — мог лишиться своей собственности. Это было одно из первых дел о пресловутой 20-й статье, которое дошло до рассмотрения в Арбитражном суде РК. Всего 20-ую статью карельского закона о приватизации в 1992-93 годах использовали при акционировании полторы сотни предприятий республиканской собственности и около трехсот — муниципальной. В основном это помещения магазинов, однако попадали под процесс реприватизации и леспромхозы, и частично даже такие гиганты, как «Петрозаводскмаш». От «Леспромпроекта» министерство собственности потребовало вернуть здание на углу улиц Красной и Андропова, на приватизацию которого трудовой коллектив института и получил внеочередное право в соответствии с 20-ой статьей карельского закона в 1993 году. Директор ООО «Леспромпроект» С.В.Кюршунов был категоричен: «В принципе, получается, что наш коллектив обманули. То есть в первый раз мы поверили государству, что можно в нашей стране иметь частную собственность, приватизировали свое здание. А на самом деле сейчас его отнимают и говорят, что это законно. Я с этим категорически не согласен». Позиция министерства собственности Карелии тоже была понятна: раз Конституционный суд уже признал, что все региональные законы о приватизации (кроме основного, российского) не имеют юридической силы, стало быть и сделку о приватизации, проведенной по карельскому закону, необходимо признать ничтожной. То есть отменить. В российском законе более четко были оговорены все возможные способы приватизации. О преимущественном праве трудового коллектива там речи не было. Правда, тут же встает вопрос о взаимной реституции. Если собственность надо вернуть, значит, надо вернуть и уже сделанные после приватизации вложения. И вернуть те самые ваучеры или их стоимость, которую посчитать в конце 90-х стало почти невозможно. О неоднозначности вопроса, наконец, говорило и то, что решение по делу «Леспромпроекта» вновь отложили на неделю. В министерстве собственности осторожно говорили, что процесс реприватизации не будет тотальным и коснется лишь так называемых неэффективных собственников. Однако тем, кого правительство уже посчитало неэффективным, от этого не легче: «Считаю, что с этим вопросом надо разобраться на высшем уровне, то есть Законодательному собранию республики и правительству вместе. Найти выход, который бы устраивал всех собственников, которые не нарушали закон».
Дети одного из домов по улице Питкярантской безуспешно пытались позвать на помощь взрослых. В доме №24 прижилась бездомная собака с двумя щенками. Местная детвора помогала их выкармливать и построила при пожарной лестнице для семейки дворняжек удобную конуру. Но вдруг один щенок пропал. Мальчик Леша рассказал: «Сегодня рано утром я сюда подошел, дверь раскрыта в будке. Скулила собака. Я сначала не понял. А одного щенка нету». Оказалось, что между домом и лестницей промыло дыру, куда впотьмах и свалился щенок. И достать его у сострадательных жильцов дома не было ни малейшей возможности. «Я пошел в подвал сходил, посмотрел, как там. Песок чуть-чуть подкопал. Не вытащить было», сказал Леша. Черствые дядьки, призванные охранять покой и сон человечества, без должного уважения отнеслись к собачьим проблемам. «Мы панику подняли, семь раз в МЧС позвонили. Два раза в пожарную. Нам отвечали, что они не выезжают по животным. Председателю кооператива звонили, в приют для собак. Но не выехал никто», - жаловались дети. Во главе с Лешиным папой ребята долбили дырку по камешку, чтобы извлечь всеобщего любимца. В конце дня служба МЧС все-таки приехала и освободила щенка, за что им большое спасибо.
Таким было 12 июня ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?
Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.
Фото: bbc.com