Ко дню рождения Ленина вспоминаем о знаковых изображениях вождя
Даже в нулевых в апреле в день рождения вождя на площади, носящей его имя, собирались немногочисленные горожане, чтобы почтить память Владимира Ленина. К подножию его монумента 22 апреля всегда приносили цветы. Когда-то во время мирных демонстраций, как пророчествовал Маяковский, тут проходили тысячи: «Лес флагов, рук трава». Потом наступила эпоха развенчания идеалов социализма. В эту эпоху пиитет к изображениям Ильича у народа исчез. Его скульптуры валили на землю, его портреты убирали в подвалы. Вот и бюст около Пединститута был похищен ночью, прямо накануне празднования дня рождения вождя революции. С тех пор это место пустовало.
Скульптору Ченка Шуквани не повезло. В конце 80-х ему поступил заказ на бронзовый бюст Ленина. Художник работал над ним долго и считал его лучшей своей работой. Но бюст не был установлен возле Педагогического университета. Он так и хранился во дворе мастерской скульптора. Бюст не украли и не сдали в цветмет только потому — что он очень тяжелый.
Другую скульптуру — поменьше — воры у Ченка Минаевича стащили, несмотря на то, что мастер зорко следил за ними. Вторая работа скульптора не несла в себе идеи коммунизма. «Я горжусь этой своей работой. И никому никогда не отдам. Наступит время... Она не сгниет, ни испортится. Ничего с ней не случится. На века! И будет когда-нибудь стоять. Меня не будет, а он будет стоять», - верил скульптор. Его утешали коммунисты. Им судьба бюста не была безралична. Единственные, кто во все времена с должным уважением относились к Лениниане в искусстве — были именно члены компартии.
«Ежедневно общаемся. Не только зрительно с портретом. Но и мысленно. С этим портретом связано не только, что это художественное произведение, но и то нравственное, доброе, что было заложено основателем нашего государства и которое имеет решающее значение в нашей жизни», - Александр Ильюков, второй секретарь КРК КПРФ. В рескоме местных коммунистов этот портрет появился в 1995 году, когда они заняли помещение в здании Кареллеспрома. Автора произведения не знали даже его почтительные владельцы. Художники Ленинианы сразу становились народными еще и в том смысле, что никто не интересовался фамилией человека, чье творчество тиражировалось в массовом порядке. «Я думаю, что автор этого портрета едва ли можно узнать. Это один из тех портретов, которые были широко тиражированы в советское время», - сообщил Николай Копьев, секретарь КРК КПРФ.
Похожие один на другой как две капли воды изображения встречались везде. Даже в школах, откуда они исчезли со стен в эпоху перестройки. Но куда они после этого подевались, не могли припомнить ни учителя, ни завхозы. В советские годы Ленин с укоризной смотрел на каждого, кто получал двойки. Современные школьники могли прочесть оценку своим знаниям только в глазах учителя.
По мнению преподавателей, к тому, что постоянно находится перед глазами, быстро привыкаешь. И поэтому изображение вождя не особенно мешало учебному процессу. «Портрет в классе был элементом почти обязательным. Я не думаю, что он как-то принципиально менял атмосферу в классе, обстановку. Но все-таки ощущение он создавал. Когда ведешь урок, а за спиной с прищуром Владимир Ильич, это было ощущение, что догляд какой-то за тобой всегда есть», - улыбнулась учитель словесности 17-ой гимназии Елена Щемелева.
Множество изображений, которым не нашли лучшего применения, раздаривались на сувениры иностранцам. Потом народ опомнился, и начал ими торговать. Потому что спрос на символику страны советов появился, и за него хорошо платили в валюте. В антикварных лавочках портретами вождя интересовались в основном финны и китайцы. Бронзовый Ленин стоил тут всего 3 тысячи рублей (как две средние зарплаты по тем временам). Так что низкая цена радовала коммунистов, которые не могли себе позволить раскошеливаться. Продавец лавки рассказал, что коммунисты приходили сюда, так как это единственное место, где знали истинную цену Ленину. Он даже пообещал подарить один из портретов небогатой партии. На подобную щедрость члены КПРФ не рассчитывали. У них были другие источники пополнения кладовых. Например, накануне 22 апреля в 2001 году неизвестные доброжелатели принесли им в подарок старый портрет Ленина, который был принят с благодарностью и отдан на реставрацию. Чтобы после он занял место в рескоме одного из поселков Карелии. Где он хранился до этого — неизвестно. «Вожди затаптываются. Все то доброе, что было создано, почему-то забывается», - посетовал Ильюков.
По мнению учителя словесности, забывать о прошом — дело неблагодарное. В 90-х годах исчезли не только портреты со стен, но и произведения Ленина из школьной программы. Елена Щемелева не понимала, как можно рассказывать детям о литературе советских времен, не упоминая идеологии того времени. Поэтому ее гуманитарный класс ленинскую работу «Партийные организации и партийная литература» на уроках разбирал. Без нее невозможно было понять, откуда у нас в искусстве появился соцреализм с его лакировкой действительности.
«Чтобы молодого человека научить разбираться в чем-то, мне кажется, надо дать ему возможность выбрать самому», - отметила учитель.
К сожалению, чиновники от образования, быстро улавливали дух эпохи. Из школьной программы вновь исключили Бабеля и Пастернака. Зато в обязательном порядке ввели Фадеевский «Разгром». Эти маленькие детали как нельзя более ярко характеризовали то, что происходило у нас в стране. Возврат к прошлому происходил постепенно: в одном из властных кабинетов наряду с привычным портретом Ленина появился другой — Путина. Так что художники могли вновь браться за кисти. Вновь по Маяковскому: «Двое в комнате — я и... Фотография на белой стене».
Еще немного о проблемах образования. Весной 2001 года финишировал республиканский конкурс «Учитель года». На нем побывал гостивший в Карелии министр образования России Владимир Филиппов, который сделал несколько смелых заявлений. А Учителем Карелии в 2001 году была названа Нина Залысина, которая к тому времени уже 37 лет с блеском преподавала математику в школе Надвоиц. Нина Михайловна, как и другие лауреаты конкурса получили не только признание коллег, но и премии председателя правительства.
Министр образования РФ Владимир Филиппов говорил с педагогами о проблемах системы. Суть его выступления: каждому учителю — достойную зарплату, детям — конкурентноспособные знания, каждой сельской школе — компьютер. Цитируя обращение Президента РФ, Владимир Филиппов осудил государственную ложь о бесплатном образовании: «Внебюджетное финансирование учреждений образования, другими словами — плата за обучение, во многих случаях стала нормой жизни. Однако, этот рынок остается непрозрачным. Это нелегальный рынок. Директора школ используют его на свой страх и риск. Официальная бесплатность образования при его фактической, но скрытой платности, развращает и учеников, и преподавателей». Речь министра была полна различных разоблачающих сообщений. По данным зарубежных исследований, 50% российских школьников не усваивали курсов физики, химии и биологии. А 40% поступивших в вуз было запрещено заниматься обычной физкультурой по причине искривленных позвоночников. Поступить в высшее учебное заведение без платных курсов было почти невозможно. А услугами репетиторов пользовались даже родители будущих первоклассников, надеясь на получении ими хороших знаний в лицеях и гимназиях. И все-таки главной задачей министр считал переход на 12-летнее обучение. И отказ от пятибалльной оценки знаний, которая, по мнению психологов, наносит вред детской самооценке. На этом пути, сказал Филиппов, хорошо бы не наделать ошибок. Он привел в пример сопредельную державу, где депутаты принимали судьбоносные решения, руководствуясь отнюдь не выкладками ученых: «Была им предложена 10-балльная система, 20- и 100-балльная. И вдруг после дискуссии встает один депутат и говорят: я предлагаю ввести 12-балльную систему, потому что апостолов было 12. Проголосовали и тут же приняли. С прошлого года у них это в стране введено в школах, в вузах. Я бы не хотел так решать вопросы». Российские реформаторы решили не торопиться. В 2001 году только полтора процента российских школ перешли на 12-летнее обучение. А уход от привычных «двоек» и «пятерок» находился в процессе обсуждения.
Таким было 22 апреля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. (фото tsargrad.tv)