14 октября 2020, 08:00

Карельские художники «примерили» на себе мировые шедевры

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 14 октября в 2000 году

В центре Музейного агентства (сейчас называют центр «Vыход» открылась первая международная триеннале искусств с многозначным названием «Отпечатки».

В первую выставку этого проекта были включены работы художников, которые пытались осознать свое творчество через классические произведения, бесценные и общепризнанные шедевры. Тут-то и приходилось искушенной публики гадать — кто перед ними — Леонардо да Винчи или Чекмасов? Этот проект был задуман за несколько лет до этого. Совместно — Музеем ИЗО и художниками группы «Арт-Контакт». Название триеннале искусств «Отпечатки» было многозначно. Отпечатки рассматривались и как модель человеческого бытия, и как форма воплощения произведения. А благодаря проекту триеннале раз в три года художники разных стран планировали собираться в Петрозаводске, предлагая нашему зрителю свой взгляд на мир и творчество. Программа первой триеннале включала несколько выставок, первая из которых «Классика в квадрате» как раз и открылась.

«То, что вы сегодня здесь видите, это с одной стороны что-то очень узнаваемое для всех, а с другой стороны что-то очень необычное. Во всяком случае я не помню, чтобы в Петрозаводске показывали выставки копий. Действительно, все работы, которые здесь вы видите, это в той или иной мере копии, реплики или версии на темы классических произведений мирового искусства», - рассказала Мария Юфа, координатор проекта.

Представленные в экспозиции произведения — инверсия классики. С одной стороны это оригинальное решение автора, с другой — копия мирового шедевра. Аркадий Морозов нашел себя в Гойе. Сергей Терентьев — в Брейгеле. Александр Харитонов — давно признанный карельский Веласкес. И сразу не угадаешь — то ли Чекмасов равно Леонардо да Винчи, то ли да Винчи тире Чекмасов. Свою индивидуальность не скрыть обоим. Художник в экстремальной ситуации, отказавшись от своего имени, взаимодействует с обществом и культурой напрямую. Это заряжает молодостью и открывает второе дыхание.

«Для нас эта выставка тоже этапная, тоже говорящая о том, что мы молоды, полны сил и энергии и хотим в будущее идти смелыми, уверенными шагами», - сказала на открытии Наталья Вавилова, директор Музея ИЗО.

В тот день ровно 20 лет назад трое карельских школьников получили первую в своей жизни государственную награду Российской Федерации — Медаль за спасение погибавших. На торжественную церемонию их пригласили в здание правительства республики. С вручения наград началась планерка министров. Первый заместитель председателя правительства Виктор Масляков лично вручал детям награды. Медаль За спасение погибавших была вручена Николаю Зыкову, одиннадцатикласснику из Лахденпохья. Этой же награды был удостоен Дмитрий Мельников, выпускник 19-го профессионально-технического училища Петрозаводска. Вместе с Еленой Никитиной, совсем еще маленькой девочкой, они плыли на лодке, когда увидели, что тонут люди. Они подплыли и успели одного из них затащить в лодку. Дмитрий рассказал, что второй человек утонул сразу, спасти его не удалось. А Николай Зыков спас малыша, который оступился и упал в речку. Сказал просто: «Я прыгнул и достал его».

Заседание после церемонии шло своим чередом. Вели разговоры о готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства в республике к отопительному сезону. Виктор Масляков на этот раз сделал акцент на задолженности по зарплате перед работниками коммунальных служб, которая достигала тогда более 60 миллионов рублей.

Наконец после долгого перерыва на петрозаводских подмостках выступила группа «Револьвер», которая в те годы чаще была замечена на сценах московских и питерских клубов. В столице Карелии они исполнили свои старые и новые песни. Причем, старые — на новый лад. Долгожданный концерт состоялся в СКК «Центр». Поклонники перед началом выпрашивали билетики, искали возможность пройти бесплатно. Впрочем, тридцать рублей за вход, по мнению участников группы, это почти халява, просто подарок городу. Зрители не скупились на похвалы:

-Это клевая группа, почему бы ее не любить?

-Мы рады, что концерт в Петрозаводске проходит, мы так долго ждали его.

-Нравится нам, хорошая группа, весело играют, задорно.

Задорный «Револьвер» «отстреливался» концертами у нас нечасто. Последний концерт был в начале лета 2000 года. Чаще они гостили в Москве. Начали концерт кумиры карельской молодежи с опозданием на час, настраивали непослушный звук. Но звуковые капризы сопровождали весь концерт. Сквозь зашкаливающие басы фанаты узнавали горячо любимые старые хиты «Надежда», «Осень», «Ticket to the Крым», но уже в другом музыкальном оформлении. Мотивы «The Doors» и Тото Кутуньо сопровождали текстовки, в которых оригинальные мысли «Револьвера» смешались с Шевчуком и Агутиным. Публику покорили «Тормоза», над клипом которых сейчас вовсю шла работа. Все обильно запивалось пивом и тоником, которые продавались в баре. Водки почти не было, обыскивали на входе немилосердно. Короче, еще один арт-факт состоялся. Что позволило тысяче петрозаводчан зарядиться «Револьвером» до будущих их выступлений.

Таким было 14 октября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.