Как эстетика победила гастрономию на отдельно взятой даче в Карелии
Большинство дачников всегда использовали свои приусадебные участки для выращивания овощей и фруктов. Однако, оказалось, что среди дачников в конце 90-х начали появляться и такие, кто отдавал предпочтение растениям, ценным не с гастрономической, а с эстетической точки зрения. Дачный участок в Лососинном, на котором побывали журналисты, довольно сильно отличался от соседних. Обычно счастливый обладатель шести соток старается нашпиговать его грядками и теплицами под завязку. У супругов Силкиных теплицы тоже были, но с цветами. А грядок почти не разглядеть. Зато не по-российски ровный, аккуратно подстриженный газон первым бросился в глаза. Два года Татьяна Силкина увлекалась тем, что по-научному называется «ландшафтным дизайном».
«На дачу надо приехать отдыхать, - считал глава семьи Александр Силкин. - Чтобы душа у тебя играла, чтобы настроение хорошее было. Жена цветами занимается, и я единственно прошу — оставь мне участок для картошки. И каждый год она его уменьшает, уменьшает и уменьшает. Ну и ради бога — мне самому нравится это». Такое нерациональное использование драгоценной земли сначала не нашло понимания у соседей, которые готовы были биться за каждую картофелину. Абсолютное большинство из них не для того с немалым трудом обзаводилось участками, чтобы траву на них выращивать. Представители старшего поколения ворчали: ишь, понасажали цветов и сидят, как господа! Однако, оказалось, что прежде чем сидеть «как господа», необходимо приложить немало усилий.
Для того, чтобы газон получился ровным, потребовалось привезти и разравнять две машины грунта. А чтобы он стал зеленым, пришлось экспериментировать с разными сортами травы. Кроме всего прочего его еще и косить приходилось раз в две недели. Этим Александр занимался сам, хотя и утверждал, что красота на их участке — это целиком и полностью заслуга его жены. Татьяна нашла применение даже камням, которых на любом участке более, чем достаточно. Оказывается, если сложить их в кучку и посадить сверху траву и мох, то получится «альпийская горка». Постепенно Татьяниным увлечением начало заражаться все большее число соседей. Они приходили к Силкиным за рассадой и советом. Благо Татьяна рассматривала ландшафтный дизайн исключительно как увлечение, а потому бесплатно консультировала всех желающих. И на окрестных дачных участках красивые растения начали потихоньку теснить съедобные.
На одно из предприятий республики — хлебозавод «Сампо» — поступило запретное предписание на работу котельной. Впрочем, было одно условие: если завод переведет котельную на природный газ, то работа предприятия не будет остановлена. Первый этап подготовительных работ уже завершили, на что завод потратил два миллиона рублей. На встрече с журналистами директор хлебозавода Владимир Собинский сообщил, что его предприятие тратит огромные деньги на штрафы. Экологическая милиция была недовольна тем, что из трубы валит дым, который загрязняет атмосферу. Владимир Собинский заверил собравшихся, что в следующем году хлеб будут выпекать «на природном газе». Но на это потребовалось дополнительно 3,5 миллиона рублей. Это помимо тех денег, которые уже были вложены в реконструкцию котельной. Недостающие средства завод предполагал взять в городском бюджете в форме кредита. Помимо проблем директор рассказал о достижениях и о перспективах: «Для нас очень важно, чтобы в ассортименте нашей продукции каждый покупатель нашел для себя то, что ему нравится. То, что ему по средствам приобрести».
Поэтому руководство завода постоянно боролась за качество, за низкие цены на хлеб и за увеличение ассортимента. Например, состоялась презентация хлеба «Карельского», который когда-то пользовался жуткой популярностью в Петрозаводске, потом надолго исчез с прилавков, так что любителям приходилось везти его из Питера и Москвы. «Мы посчитали, что это не очень уважительно по отношению к нашим жителям, - признался Собинский. - Не иметь хлеб, который носит такое гордое и прекрасное название — карельский». Рецептурный состав его интересен тем, что в него входят такие добавки, как патока, кориандр и, конечно, изюм. Но хлеб «Карельский» обладает и другими изюминками. Он был необычной формы, мешон на опаре, весил 500 граммов, а стоил около 8 рублей в розницу. По вкусу он отличался от тех «Карельских» хлебов, которые выпускали в других столицах. А также от собратьев по закваске, которых производили в городе, используя в рецептуре изюм. Так что в Карелии наконец вновь получили возможность с гордостью ставить на стол свой карельский фирменный каравай.
Таким было 8 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.
Фото: super-sad.info