07 сентября 2022, 08:00

К празднику стражам порядка Карелии приготовили в подарок музей

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 7 сентября в 2002 году

Министерству внутренних дел России в 2002 году исполнилось двести лет. В регионах к этой круглой дате готовились по-разному. В Петрозаводске, например, к ней решили приурочить открытие Музея автоинспекции. Оно должно состояться в середине сентября, обещали его учредители. Пока шла подготовка экспозиции.

Первый самодвижущийся экипаж в Карелии появился в самом начале 20 века. Тридцать лет спустя число автомобилей возросло в пятьсот раз по сравнению с дореволюционным периодом. То есть достигло пятисот штук. Для присмотра за этим «стадом» в 1936 году был создан специальный отряд инспекторов дорожного движения. Тогда на всю республику их было семь человек. В 2002 году автомобильный парк Карелии превышал 200 тысяч единиц техники. Не считая еще нескольких десятков тысяч автомобилей, пересекающих территорию республики транзитом. Безопасность движения на карельских дорогах обеспечивали около тысячи инспекторов.

Обо всем этом и многом другом рассказал Валерий Савельев. Он тогда работал директором музея завода «Авангард» и по заказу автоинспекции готовил экспозицию будущего музея ГИБДД РК: «Человеческие амбиции всегда были и, наверное, всегда останутся. Каждый высокопоставленный человек стремился в свою карету вложить как можно больше лошадиных сил вставить, как можно быстрее ездить. Гоняли раньше впереди себя ездовых, которые разгоняли крестьян, тех, кто помельче чином с дорог. Тем не менее, когда в Петербурге было всего лишь сто экипажей, фельдмаршал Миних попал в аварию. Не в автомобильную, в лошадиную аварию. Чуть не погиб. Анна Иоанновна издала указ, чтобы быстро не ездить. Установила должности, по которым можно две лошади впрягать, а кому можно четыре, а кому шесть».

С тех пор не было в России не было правителя, который не внес бы своей лепты в обеспечение безопасности дорожного движения. Нарушителям в разные века грозили наказания от публичной порки до ссылки в Сибирь и даже смертной казни. По сравнению с такими радикальными мерами сегодняшние взыскания выглядели вполне безобидно. К сожалению, несмотря на все усилия и прошлых, и нынешних правителей, России в те годы лидировала по числу погибших в автомобильных авариях.

«Россия составляет одну сороковую населения мира. И в то же время почти одну четвертую в гибельности в мире»,

- сообщил Савельев.

Каждые два дня на дорогах России гибло больше людей, чем было на «Курске» или на упавшем в то лето в Чечне вертолете «Ми-8».

Чиновники мэрии Петрозаводска продолжили проверку мини-рынков. И заверили, что ни один из них в ближайшее время не будет закрыт. Но проблемы, которые стояли перед хозяевами этих торговых территорий, решать было необходимо. Съемочная группа телеканала «Ника Плюс», архивом которого мы пользуемся при подготовке этой рубрики, побывала на мини-рынке «Ягуар» на Древлянке.

Этот рынок на тот момент существовал в этом месте уже десять лет. За эти годы рынок не раз расширялся. И в 2002 году там работало уже триста торговых точек. У руководства рынка уже не было каких-то серьезных конфликтов с контролирующими организациями. Хотя раньше их было много. За последний год хозяева Ягуара уложили на рынке 400 квадратных метров асфальта, подвели водопровод. Основной проблемой оставалось поддерживать чистоту. Администратор рынка Альберт Коломанин признался, что порядок поддерживать сложновато: «Фактически дворники работают с 8 утра до 8 вечера. Фантики посетители и торгующие люди оставляют за собой. Дворники, не поднимая головы работают». Дворники на этом рынке получали чуть больше трех тысяч рублей. Но их работу легкой было не назвать. Мусорили и торговцы, и посетители.

«Язык болит повторять по сто раз. Что есть урны для этого, что есть хоз.зона, куда можно отнести коробки, ящики, все дела. Людей сложно воспитать, такую массу», - говорил администратор.

У хозяев мини-рынка давно был готов проект строительства на этой территории большого торгового здания. Проект обошелся предпринимателям в 600 тысяч рублей.

«У нас был готов проект, в прошлом году бывшее руководство города зарубило его на согласовании. Но он и сейчас существует». Руководство рынка начало наводить «мосты дружбы» с новой властью города. И у них появилась поддержка чиновников и заинтересованность в том, чтобы Древлянский рынок обрел новое, современное лицо.

Таким было 7 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2002 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.