Гуманитарное зерно в Карелии закончилось, что грозило дефицитом хлеба
В правительстве Карелии вновь осенью 1999 года заговорили о хлебе насущном. Никак эта тема не отпускала от себя. Постоянно жителей республики пугали подорожанием, а то и исчезновением хлеба из магазинов. Но если второе все же удавалось предотвратить, то первое происходило постоянно. С журналистами встретились представители министерства сельского хозяйства, которые прояснили ситуацию с ценами на хлебобулочные изделия. Сообщили, что ситуацию с ценами на хлеб правительство контролирует. Председатель правительства Сергей Катанандов подписал распоряжение, касающееся двух министерств: финансов и сельского хозяйства. Отныне эти две властные структуры тщательно отслеживали процесс подачи на наш стол буханок, булок и батонов. Цены согласовывали в минэкономики. За объемами муки и зерна следил минсельхоз. Может быть, покупатели удивятся, но в правительстве сообщили, что цены на зерно и муку фактически не поднимались с июля. Оптом высший сорт пшеничной стоил 4.800 рублей за тонну. Качество по-прежнему оставалось на высоте.
Заместитель министра сельского хозяйства РК Семен Мануйлов сказал: «Комбинат у нас производит муку по ГОСТу. Очень жесткие требования по клейковине. То гуманитарное зерно, которое у нас сейчас поступает, это в основном пшеница четвертого класса. Для качества муки не достаточно. Поэтому завозится зерно с других регионов РФ — пшеница третьего класса». Это влияло на стоимость хлеба. Также как и все возрастающие расходы на транспорт и вспомогательные материалы. Впрочем, как заявили на брифинге, пока цены на хлеб такие же, как в соседних регионах. Перспективы же с одной стороны радостные, с другой нет. Валовой сбор зерна в России был несколько больше, чем в 1998 году. Зато гуманитарные 35 тонн пшеницы, сдерживавшие в республике рост цен, через три месяца подойдут к концу, и тогда скорей всего хлеб подорожает. Заводы из последних сил не повышали стоимость насущной продукции, но против российского рынка, который диктовал правила игры, ничего поделать не могли. Правда, наше правительство обещало договориться о новых поставках гуманитарного зерна. Что, как надеялся народ, избавит нас от необходимости сушить сухари.
А у творческих людей республики ровно 20 лет назад появилась новая возможность проявить свои таланты. Впервые министерство культуры Карелии поддержало частную инициативу. В помещении филармонии, которая тогда располагалась по адресу Гоголя, 6 — в Доме крестьянина, памятнике архитектуры и истории, который сгорел дотла спустя пару лет, открылся Центр музыкальных инициатив «Мюллярит». Композитор Александр Быкадоров пояснил: «Для тех, кто не знает: «Мюллярит» переводится с финского как «Мельники». А мельники — это те, кто что-то такое перемалывает».
Подхватил музыкант Сергей Зобнев: «Но мы не обычные мельники, а музыкальные». Вот эти самые «мельники» решили освоить смежную профессию: открыли кузницу кадров для карельской культуры. Так и начал работу Центр музыкальных инициатив. «Открыли мы его для того, чтобы выдвигать различные музыкальные инициативы и продвигать прежде всего наших карельских исполнителей», - пояснил Быкадоров. Эмиссары центра находились в поиске талантов. «Мы как бы занялись разведкой, и уже шпионские бригады разбежались по Карелии и собирают информацию. Мы надеемся ее тут обработать. Составить определенную систему, которая дальше даст работу центра», - рассказал Зобнев. Будущие звезды смогли записывать и выпускать свои диски в новой студии. Но это не единственная цель. Предполагали, что станут организовывать музыкальные фестивали. В ближайших планах было проведение конкурса эстрадной детской песни «Хрустальная нотка». Подобный городской конкурс уже проходил несколько раз и вышел за рамки Петрозаводска, став республиканским. «В январе следующего года состоится городской этап, победители его выйдут в следующий этап — на республиканский конкурс. Мы приглашаем всех желающих», - приглашали «мельники». Глобальная идея «Мюллярит» — создание музыкального имиджа Карелии в мировой культурном пространстве. Для этого инициативные люди, собравшиеся под эгидой центра, поддержанного министерством культуры РК, считали необходимым восстанавливать музыкальные традиции Карелии. Пока был сделан только первый шаг — открыта студия звукозаписи. «Если у вас есть самые безумные идеи, милости просим к нам. Мы это все воплотим».
Таким было 31 октября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?