07 сентября 2018, 08:00

Жители Петрозаводска в панике покупали по 50 буханок хлеба за раз

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 7 сентября в 1998 году.

Ровно 20 лет назад в Петрозаводске возник ажиотажный спрос на хлеб. Горожане, опасаясь, видимо, грядущего повышения цен, закупали сразу по 50 буханок. Напомним, что в августе 1998 года грянул дефолт, когда рубль обесценился, доллар вырос с 6 до 20 рублей, а продукты из магазинов исчезли. Директор хлебокомбината Алла Шорохова пыталась предотвратить ажиотаж, уговаривая покупателей не набирать хлеба впрок. Дескать, цена на хлеб, который выпускал хлебокомбинат, в ближайший месяц не изменится, так как на тот момент предприятие выпускало продукцию из муки урожая прошлого года.

Если вам любопытно вспомнить старые времена, отметим, что отпускная цена за буханку составляла тогда 2 рубля 40 копеек. Впрочем, спустя месяц комбинат намеревался цены все же поднять, так как прошлогодние запасы закончатся, и увеличить цену за буханку на 24 копейки. Тем не менее, местные производители лихорадочно думали, как удержать цены на хлебобулочную продукцию в условиях кризиса. Ведь хлеб был, пожалуй, единственным в те годы продуктом, который мог себе позволить любой гражданин, в отличие от колбасы. И все боялись, что даже на этот стратегический товар в ближайшее время могут резко подскочить цены.

Для выработки единой стратегии в столь сложных условиях на хлебозаводе собрались директора хлебопекарных предприятий. Все они считали, что хлебобулочные изделия и продукты первой необходимости должны быть доступны населению. Для этого предлагали поставщикам иметь совесть и не задирать цены на муку. А также призывали власти освободить хлебопекарные предприятия от местных налогов и предоставлять льготные кредиты.

Потрясения на фондовом рынке в 1998 году коснулись всех в России. Но каждый российский регион пытался по-разному решить эти проблемы. Складывалось впечатление, что у нас в Карелии целиком и полностью контроль за ценами возложен только на налоговые органы. У них, причем, было не так уж и много полномочий, тем не менее, они не дремали. С полным правом можно было сказать, что после распоряжения правительства Карелии в адрес начальника налоговой инспекции установить жесткий контроль за ценообразованием, фискальные органы стали единственным ведомством, которое пыталось хоть как-то сдержать рост цен. Начальник службы информации ГНИ по РК Светлана Громова заявила:

На сегодня мы проверили более трехсот торговых точек. И по всем фактам завышения наценок уже начаты проверки. Есть у нас и другие меры воздействия, мы штрафуем за нарушения налогового законодательства. Штрафы в ходе только двухнедельных рейдов составили 92 тысячи рублей. И только за три последних дня в республике изъято денежной наличности более 80 тысяч рублей. Это у тех предприятий, которые взвинтили цены.

Рейды и проверки показали, что рост цен произошел не только за счет роста торговой наценки, но и за счет повышения отпускной цены оптовиков. Это одна из причин, по которой многие магазины закрывались на переучет. Более всего цены поднялись на видео- и аудиотехнику и продукты питания. Озадаченные граждане при возможности скупали все, и этим еще больше активизировали рост цен. Рейды проводились ежедневно.

А тогдашний министр экономики Карелии Андрей Кригер в те дни выступал перед депутатами: «Задача правительства сегодня — ограничить рост цен на основные продукты питания. О чем сказано в этом постановлении».

Согласно вышеупомянутому постановлению главы республики от 2 сентября 1998 года было необходимо ввести государственное регулирование цен на территории Карелии на основные продовольственные товары. Это хлеб, молоко, яйца, мясо, растительное масло, соль и рыба. Право устанавливать предельные размеры торговых надбавок на эти товары с учетом затрат на доставку и реализацию в виде исключения предоставили, согласно этому постановлению, главам местного самоуправления. Постановление в рядах депутатов поддержки не нашло. Даже более того — вызвало упрек в незаконности. Этого тезиса Андрей Кригер и не стал оспаривать. Заметил только, что в случае надобности правительство сможет защитить интересы постановления в суде.

С другой стороны цены, от которых лихорадило всех, регулировать жесткими директивами было все равно сложно. Даже отечественные продукты, тот же хлеб, более чем наполовину состоял из импортных составляющих. Все это приводило к неизбежному повышению цен даже на отечественный хлеб. И в этом случае постановления власти были бессильны регулировать цены.

Таким было 7 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности