Единственный в своем роде теплоход показали журналистам Карелии
21-ый навигационный сезон открыл ровно 20 лет назад теплоход «Михаил Ломоносов», на который журналистам побывать было за счастье. Это было единственное среди судов Беломорско-Онежского пароходства пассажирское судно. Доход от этого вида бизнеса не делал погоды в экономике предприятия в целом. Однако, новое руководство БОПа не собиралось от него отказываться. Основную прибыль Беломорско-Онежского пароходства составляли грузовые перевозки. Доля пассажирских перевозок — лишь небольшая толика от общего объема работ. Тем не менее, оживление турпотока руководство предприятия рассматривало, как перспективное направление своей деятельности. Текущие финансовые проблемы не позволяли пока целенаправленно развивать туристические маршруты. Пароходство располагало единственным пассажирским судном «Михаил Ломоносов».
Не задолго до этого теплоход прошел капитальный ремонт на западной верфи и стал одним из лучших комфортабельных теплоходов, которые ходили по внутренним водам России.
«Этот теплоход наша гордость, наш флагман, - заметил Николай Грачев, директор ОАО БОП. - Теплоход осуществляет перевозки в основном иностранных туристов. Но мы стараемся привлекать и наших туристов».
Из года в год судно фрахтовали западные фирмы. В среднем около 200 туристов отдыхало на «Ломоносове» в каждом рейсе. Удовлетворить запросы столь искушенной публики достаточно трудно. Впрочем, оторванные от родины иностранцы на этом островке суши среди бескрайних речных просторов России могли не менять привычный жизненный ритм, сохраняя все свои привычки. Четырехпалубное судно было вполне приспособлено для активного времяпрепровождения, каюты были первого и второго класса, люкс и полулюкс. Нет смысла говорить, что тут старались прислушиваться к любой прихоти туристов, среди которых, кстати, было много больших оригиналов. Педантичные немцы сменялись страстными испанцами или прагматичными американцами Залог взаимопонимания — профессионализм экипажа.
Капитан теплохода Александр Житков рассказал: «Люди, которые идут сюда работать в обслуживающий персонал, они, естественно, проходят изначально различные подготовительные курсы, применительно к европейским стандартам». Путешествие из Петербурга в Москву и обратно с заходом в Кострому и Ярославль занимало 14 суток. Летом 2000 года открыли дополнительный рейс Москва-Волгоград-Москва. Совершенно справедливо вставал вопрос о выгодах Карелии, и было необходимо, чтобы эти заходы в республику на стоянки входили в круг интересов пароходства.
«Когда мы согласовываем график теплохода, обязательными условиями как раз являются заход в кижи, заход в Петрозаводск. Для нас очень важно, чтобы деньги зарабатывались именно на нашем регионе и рекламировался именно наш регион», - отметил Грачев. Пароходство вело активную работу по привлечению клиентов из России. Ясно, что за отдых на теплоходе придется выложить немалую сумму. Однако, в будущем планировали сделать ставку именно на наших туристов: «Есть определенная прослойка населения, которая готова потратить деньги на то, чтобы проехаться на нашем теплоходе, чтобы посмотреть саму страну». Единственный подобный теплоход при всей своей рентабельности в масштабах предприятия, не говоря уже о всей республике, что называется, погоды для экономики не делал. Тем не менее, важны были те перспективы, которые намечались и в отношении «Ломоносова», и в отношении развития пассажирских перевозок вообще.
Летом в Доме куклы Татьяны Калининой была устроена выставка «Далекие миражи», в которой участвовали работы четырех мастеров из разных городов страны. Объединяло их не направление или жанр, просто они старые друзья, которые когда-то учились в Ташкентском институте искусств. Пока шел монтаж выставки, журналисты отправились в гости. Старые друзья — это Сергей Черепанов, Михаил Соркин, Константин Ишин и Юрий Рылеев (двое последних были еще в пути).
Сергей уже давно стал петрозаводчанином. Михаил прибыл из Геленджика специально, чтобы сообща участвовать в выставке. А вообще — он был хорошо знаком с Карелией, бывал тут не раз. Впервые сойдя с поезда он, по его словам «обалдел» от перспективы, сходящей к озеру от вокзала. Но полюбил художник Соркин наш город не за это: «Это был где-то конец июля. Еще белые ночи. Миражность этого всего состояния». И вот об эту миражную пору захотел художник Соркин есть, и открыта была столовая, и сметана там была такой густоты, что ложка в ней стояла. «Любовь такая меркантильная получается, да? - смеялся Михаил. - Она началась вот с этой перспективы — а тут маленькая такая ложка сметаны. Точнее стакан!» Впрочем, понятия «художник», «стакан» и «меркантильность» сочетаются с трудом. То, как добирались мастера со связками полотен и багетами на поезде, как нелегко организовать экспозицию — это отдельная история. Благо, художница Татьяна Калинина предоставила свое помещение в Доме куклы. Привез Михаил графику — 26 работ. Константин и Юрий выставили живопись. Скульптор Сергей — камень и глину. Назвали совместный проект «Далекие миражи». Художники объясняли смысл названия так:
«Можно говорить о миражах взаимоотношений, о миражах ощущений, чувств... То есть это очень личностное. Мы видели миражи, мы знаем, что это такое. Это какое-то существование вроде бы и реальное, а вроде бы и нет». Во всяком случае для северян юг представляется порой миражом. Восток — делом тонким. А они там жили и учились. Сергей Черепанов поделился: «У нас очень много воспоминаний, я Мишу знаю совсем еще юным и небородатым. Много очень есть. Мы учились вместе, ходили вместе, ездили вместе». Михаил с благодарностью подхватил: «Я чувствовал, что он меня тогда так... воспитывал. Не совсем удачно — последние тридцать лет он мне об этом говорит». И за те тридцать лет четыре художника стали совсем разными. Работали в разных направлениях, в разных городах. Но не перестали быть людьми, приятными друг другу. И это уже не мираж.
Таким было 12 июня ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.
Фото: platon.asia