11 сентября 2020, 08:00

Депутатов возмутили преференции властей фирмам из-за пределов Карелии

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 11 сентября в 2000 году

В августе ровно 20 лет назад на самом дешевом рынке города — Ленинградском — появились новые торговые точки. В будущем всю торговлю на этом рынке предполагалось полностью перевести в удобные застекленные павильоны. Администрацию рынка и депутатов Петросовета волновало, кто будет их изготавливать и во что эти павильоны обойдутся предпринимателям, а значит и всем горожанам. Всем было известно, что по распоряжению администрации города, мини-рынки должны стать крытыми торговыми комплексами.

Проект популярного и дешевого предприятия «Петропит» предполагал, что такой комплекс возникнет в результате перехода на павильоны, образующие единый торговый центр (гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Мы с вами знаем, что из этого ничего не вышло, «Лента» постепенно вытеснила все павильоны). Но тогда опытные образцы павильонов были отгружены и собраны. Красные — фирмы из Санкт-Петербурга стоили по 140 тысяч рублей. А синие — от местного производителя «Торговых металлических конструкций» стоили всего 70 тысяч, то есть в два раза меньше. Естественно, и хозяева рынка — МП «Петропит», и предприниматели, которые заключили с ними договоры, и депутаты Петросовета хотели, чтобы ларьки были подешевле. Но оказалось, что городская администрация подружилась с Санкт-Петербургом.

«Кировский район Питера взял шефство над нашей столицей Карелии, - пояснил Владислав Грин, депутат и предприниматель. - Видимо, по мнению наших шефов, шефские связи заключаются в том, чтобы поставлять нам дорогостоящие павильоны. Причем, на уровне второго зама администрации Кировского района Молодцова этот вопрос лоббируется». Депутаты возмущались тем, что мэр Петрозаводска Андрей Демин во всеуслышание заявляя о поддержке малого предпринимательства и местных производителей, отдавал предпочтение варягам. И не пытался разобраться в ситуации на муниципальном предприятии. Подобная экономическая политика городской администрации могла привести к тому, что большинство владельцев ларьков на этом рынке потеряло бы свою работу. А чем меньше конкурентов, тем выше цены на товар: «Люди, которых заставят приобрести эти дорогостоящие объекты, они это все отразят на наших с вами кошельках».

Дирекция рынка и депутаты обратились в приемную Демина. Однако, вопрос оставался открытым. Удивительно, что мэру было безразлично, куда уйдут петрозаводские деньги — в Питер или нашим производителям. «Городу повезло, что его муниципальный рынок привлекает столько народу. И эти деньги позволяют муниципальному предприятию дотировать завтраки школьникам. Вот это первоочередная задача рынка». Так что если местную власть не удалось бы отговорить от «шефской помощи», то наши дети могли остаться без завтраков, торговцы — без работы, а покупатели — без самого дешевого рынка в городе.

17 мая 2000 указом Президента РФ Владимира Путина был упразднен госкомитет по охране окружающей среды. Его функции были переданы министерству природных ресурсов. Одновременно была упразднена и федеральная служба лесного хозяйства, отвечающая за охрану лесов России.

Как прогнозировали представители общественных организаций «зеленых», выполнение указа Президента поставит страну на грань экологической катастрофы. Потеряв надежду на мудрое государство, уповать «зеленым» приходилось теперь только на мудрость народную. Тем более, что защищали они не что иное, как право граждан России на здоровую окружающую среду. Записанное между прочим в основном законе страны — Конституции РФ.

Указ Президента об упразднении госкомэкологии виделся «зеленым» как прямое нарушение этого самого права. По планам экологов, восстановить справедливость должен Всероссийский природоохранный референдум, на который собирались вынести три вопроса. Во-первых, россияне должны определиться — нужен ли стране орган по охране окружающей среды отдельный от органов как по использованию, так и по управлению природными ресурсами.

«Ни в одной стране мира нет такой практики, когда орган, призванный охранять окружающую среду, включается в систему органов, которые занимаются использованием природных ресурсов. Почему этот указ был издан Президентом? Есть только одно предположение о том, что это лоббирование каких-то промышленных структур, добывающих отраслей. Потому что госкомэкология занималась экологической экспертизой в частности и не разрешала осуществлять какие-то крупные проекты», - заявил Александр Сидякин, представитель штаба референдума (Москва).

Не менее абсурдным кажется разрушение самостоятельной службы лесного хозяйства, существующей уже более двухсот лет, и передача ее полномочий в ведение леспромхозов, которые вряд ли в ближайшее время займутся восстановлением лесов на месте вырубленных ими же. Это еще одна проблема, с которой «зеленые» вышли в народ. И наконец, третий вопрос референдума касается запрета ввоза из других государств на территорию России радиоактивных материалов с целью переработки и захоронения. Этот запрет был четко обозначен в законе РФ, однако, в 2000 году некоторые депутаты пытались провести через Государственную Думу поправки к нему, что фактически привело к беспрепятственному захоронении на нашей территории иностранных радиоактивных отходов. Минатом был не против, так как это большие деньги. И тут уже было не до здоровья миллионов людей, обреченных жить в огромном могильнике. Идея провести референдум получила широкую общественную поддержку, что позволило создать 54 региональных штаба, в том числе в Карелии. В республике на тот момент было собрано 1200 подписей.

Таким было 11 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.

Фото: inform.kz