70% российской форели вырастили в Карелии, где ее почти не продавали
О том, как насытить рынок Карелии, а значит и тощие столы ее жителей рыбной продукцией, говорили в Госкомитете по рыбному хозяйству, и было это ровно 20 лет назад. Карелию называют краем рек и озер, что совершенно справедливо, принимая во внимание их огромное количество на территории республики. Логично предположить, что благодаря этой особенности карельского рельефа рыба должна быть самым дешевым, а значит, самым доступным и любимым продуктом питания. Однако, это было далеко не так.
О том, почему рыбы нет на карельских прилавках, а если и есть, то по ценам, далеким от социально низких, и о том, как улучшить ситуацию, шел разговор на пресс-конференции, организованной Госкомитете по рыбному хозяйству. Зам.председателя этого комитета А.В.Климов радовался успехам: «Предприятия на сегодняшний день работают эффективно, справляются со своими обязательствами перед государством. Ну и дополнительно надо сказать, что в отношении тех же внутренних водоемов, около 70% объемов выращиваемой в России форели — это форель, выращенная в РК». Борис Махренский, председатель ГорПО и советник председателя правительства, возразил чиновнику: «Ни форели, ни нескольких других видов рыб в розничной торговле нет. Я о Петрозаводске могу сказать, но думаю, что в районах республики положение еще хуже обстоит».
По мнению участников встречи, в этой противоестественной ситуации виноваты многочисленные посредники, с которыми правительство Карелии боролось весь год, но ощутимых результатов пока не добилось. Стараниями перекупщиков карельская рыба попадала на карельские прилавки через Москву и Санкт-Петербург, по пути основательно прибавляя в цене.
Для того, чтобы вытеснить лишних посредников с рыбного рынка, Карелрыбфлот основал свою собственную торговую организацию. Кроме этого, по мнению Бориса Махренского, необходимо было создать специализированные рыбные магазины. Кстати, во время беседы о рыболовстве и рыбоводстве в качестве иллюстрации прилагалась целая выставка достижений народного хозяйства. У голодных журналистов текли слюнки. Участники пресс-конференции заявили, что если рыбный рынок Карелии станет более цивилизованным, примерно так же будут выглядеть и столы жителей республики.
Одна из основных проблем, которую пришлось срочно решать петрозаводским властям в начале нового года, это пассажирские перевозки. Автотранспортные предприятия расценивали сложившуюся ситуацию с городским транспортом как катастрофическую. Кроме того, что парк изношен на 90% и обновления ожидать не приходилось, правительство задолжало транспортникам 57 миллионов рублей. Такова была сумма невыплаченных из бюджета дотаций за перевозку многочисленных льготников.
По причине полного своего обнищания, автотранспортные предприятия города аккуратно в День пожилого человека отменили огромное количество пригородных рейсов. Всеобщее негодование можно было понять. Пожилые люди негодовали, так как их лишили законных льгот и переезда. Транспортники грустили по причине своего бедственного положения. В Законодательном собрании заместитель министра финансов Карелии Антонина Лисина сообщила, что сумма долга правительства транспортникам в виде дотаций за льготный проезд составила 57 миллионов рублей. Денег у властей на транспортные субсидии просто не хватало.
Вопрос участия в проекте «Городской транспорт», который финансировался в счет займа Международного банка реконструкции и развития, правительством Карелии даже не рассматривался. Во-первых, муниципалитеты, как один, молчали, во-вторых, молчали и транспортники, в-третьих, за счет Всемирного банка под правительственные гарантии и так уже проводили программы по жилью и Водоканалу. Увеличение подобных займов с учетом роста доллара, по мнению правительства, были опасны для казны. Таким образом, городской транспорт опять, что называется, «проехал». Поэтому в ЗС РК вновь зазвучали призывы о создании единой целевой программы с отказом неравного дотирования. «Для решения транспортных проблем нужна хотя бы программа правительства, - убеждала Антонина Лисина. - Налоги. Централизованная поставка топлива. Это все-таки процесс управляемый». Это означало, что транспорт станет отдельной статьей бюджета, а под казенный патронаж попадут все автотранспортные предприятия. Независимо от условий, дохода и формы собственности. Ну а к чему именно это привело в конечном итоге, мы с вами видим сегодня.
Таким было 4 января ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году?