Бренд всем нужен. Без него теперь никуда. Вот, казалось бы, Пряжинский район вполне может без него обойтись, ан нет. Куда в Европу без брендбука? Как туристов привлекать, как позиционировать себя перед всем цивилизованным миром? В общем, нужен бренд и все тут.
Долго не искали. Взяли фестиваль юмора в селе Киндасово и назначили брендом района. История у фестиваля есть (почти 30 лет проходит), с символом тоже проблем не возникает (название Киндасово происходит от карельского «киннас» — рукавица). Казалось бы ничего делать не надо. Приглашай дизайнера, который из рукавицы тебе символ нарисует и все. Понеслась.
Впрочем на деле все оказалось не так радужно. Фестиваль проводится регулярно, а притока гостей не наблюдается. Как приезжали в Киндасово несколько лет назад 3-4 тысячи гостей, так и приезжают. Говорит это лишь об одном — у фестиваля сформировался круг постоянных посетителей, к ним каждый год прибавляются случайные гости, но в следующем году они уже на праздник не приезжают. Почему – над этим вопросом организаторам стоило задуматься еще несколько лет назад, но года идут, а кардинально праздник не меняется.
Киндасово – изюминка Карелии, и подобно болгарскому Габрово, имеет шансы стать центром особого карельского юмора. Чтобы убедиться, можно почитать байки о киндасовских мужиках (такой черный юмор не везде встретишь). Но вся «изюминность» карельского села пропадает, когда приезжая на праздник, ты видишь ряды палаток с шашлыками. Ну какой шашлык в карельской деревне? На нем свет клином сошелся? День города – шашлык. Выезд на природу – шашлык и т.д. Калитки на празднике закончились уже к часу дня. Места за столами еще раньше, одновременно с появлением очереди в единственный туалет.
Рядом с продуктовыми палатками, выставка достижений китайской промышленности. 100-рублевые медали «Четкий пацан» и «Лучшая подруга» как нельзя лучше вписываются в колорит праздника. О том, что ты в Киндасово, напоминает лишь памятник варежке и пара баннеров.
Банальную гулянку одели в карельскую рубаху и подложили гостям под видом уникального действа. Получается, что это мы тянем бренд изо всех сил, а не он нас.
В общем, о чем я? Во всем нужно быть последовательным и идти до конца. Если решили делать карельский фестиваль, то будьте добры, создайте такую атмосферу. Может, стоит вместо приглашения именитых гостей пустить деньги на обустройство парковки, мест отдыха и программу от местных заводил? Чтобы можно было перекусить всей семьей с комфортом, посмотреть с ребенком детскую программу, или, оставив чадо под опекой аниматоров, отдохнуть по-взрослому (в рамках закона и приличий, разумеется) и, что самое главное по-киндасовски (когда даже самый чопорный посетитель будет дурачиться как малолетний), но для этого нужно, чтобы посетителей к этому подтолкнули и раскрепостили. По другому никак — это не открытый праздник, а по сути закрытое мероприятие для тех, кто купил билеты, и посетители уже превращаются в клиентов. Европейские нормы никто не отменял даже в Киндасово.
Многие со мной не согласятся, скажут: «От добра добра не ищут, и так все хорошо». Но если ничего кардинально не изменить, мы так и будем уверенно стоять, покрываясь мхом, вместо того, чтобы пусть и неуклюже, но двигаться вперед, как говорится: «Ranta šoutajan eteh tulou» (к гребцу и берег приплывет).
Максим Алиев