Как оказаться «вылитым фрицем»
Холодно, долго, но безумно интересно – так кратко я могу описать свои впечатления от съемок в известной уже каждому жителю Карелии картине «А зори здесь тихие». А теперь подробнее.
Обычно на вопрос «Как меня занесло в кино?», я отвечаю: «Случайно». Это правда. И сперва я даже чувствовала некую уникальность своей истории, ведь многие «коллеги по массовке» проходили кастинги, отправляли свои фото на одобрение режиссеру, ждали заветного звонка с приглашением. Меня же позвали сниматься в большое кино во время других съемок — сюжета в новости. «Из журналиста – в кинозвезды», — подтрунивали надо мной коллеги в редакции.
Вскоре выяснилось, что случайность моего проникновения в кино вовсе не уникальна: усатый Михаил приглянулся киношникам в магазине, и его взяли на роль бойца Красной армии. Двухметровый Вова просто пришел с другом на примерку костюма, а оказался вылитым фрицем, ничего не подозревающим о будущей роли немца. В общем, таких случайных как я в массовке было предостаточно, а самое главное, что и отношение к нам было соответствующее.
«Перекрасьте ее в блондинку»
Первый шок я испытала, когда прибыла с девчонками-зенитчицами на примерку костюмов. Оказалось, что вопрос о нашем участии в съемках был решен, но не окончательно. Всех потенциальных бойцов в юбках привезли на площадку, чтобы во всем облачении показать режиссеру Ренату Давлетьярову. Сперва нас разглядывали гримеры и костюмеры.
— Эта слишком низкая, эта большая, эта вообще не то, — прямо в лицо говорили нам люди из мира кино. «Забракованных» ассистенты уводили в сторонку и обещали роль в деревенской массовке. И все же, после многочасовых обсуждений и мучительных переговоров, помощники решили показать Ренату всех. Но на всех, в том числе и для меня, не хватило костюмов, поэтому нас на время спрятали.
— А это что за демонстрация? — удивился режиссер, глядя на толпу девчонок «в гражданском», выглядывающих из-за фургона-гримерки.
— Их мы вам потом покажем, — сориентировались ассистенты Давлетьярова. Пришлось ждать еще. Несколько часов мы протомились на жаре ради второго подхода режиссера.
— Вот эта слева, если готова перекрасить, вот эта, если готова постричься, ну и вот эта. Всё! – сказал Ренат и ушел.
Последней «вот эта» была я. Стричь и красить мне ничего не пришлось. Но даже если бы я стала блондинкой, трагедией бы это не стало, тем более публичной. Чего не скажешь о других девчонках.
— Я стричься не буду, красьте только оттеночным, если я отрежу волосы, меня бросит парень, а меня выгонят из дома, — голосили дамы. Кого-то удалось успокоить и уговорить расстаться с волосами, но сильно киношники не «жестили», самых непоколебимых пообещали просто заплести в косы.
— Вам позвонят накануне, ждите! — с такими словами новоиспеченных зенитчиц отпустили восвояси. До съемок наших эпизодов оставался месяц.
Карельская погода вымотала режиссеру нервы
— Бери с собой резиновые сапоги, теплые носки, шапку, свитер, в общем, собирайся, как на войну, — протрещал в трубку помощник режиссера Дмитрий. — Сбор в 5 утра. Всё, пока.
Через 6 часов вместе с группой зенитчиц и зенитчиков мы ехали из Петрозаводска в Медвежьегорский район. Там меня ждали первые в жизни «Камера, мотор!», «Стоп — снято!» и прочие прелести большого кино. Хотя в реальности ждать пришлось мне. Причем без малого сутки. И это был самый длинный и холодный день в моей жизни.
Но ждали своей сцены и мерзли не только мы. Местные старики, задействованные в массовке, ёжились от холода на лавках, женщины кутались в телогрейки, а дети с синими трясущимися губами щеголяли в шортах и сандалиях. Разделяли томительное ожидание и заслуженные артисты театра «Творческая мастерская», во всем облачении деревенских жителей они бродили по площадке в надежде поскорее отсняться.
Холодно и утомительно было всем. Кроме исполнителей главных ролей, конечно. Они грелись в вагончиках и дефилировали в зимних пальто до пят меж замерзающей массовки. Благо, кормят киношников вкусно. Этим мы и спасались.
В первый день съемок необходимое для нашей сцены солнце так и не появилось, поэтому со словами «молитесь, чтобы завтра было солнце» меня и еще четверых зенитчиц ждали на следующий день.
— Ваша карельская погода вымотала мне все нервы, — признался нам Ренат Давлетьяров.
О непростом характере режиссера нас предупреждали не раз, просили не спорить, лишнего не говорить, сильно не шуметь. Иногда не помогало. В какие-то моменты даже казалось, что режиссер кого-нибудь убьет. О чем он заявлял сам не однократно. К счастью, обошлось. Давлетьяров оказался вспыльчивым, но отходчивым. Поток ругательств и проклятий сменялся долгожданымм «Давайте работать!».
— Через пять минут все должны быть на площадке, мы не можем упустить такое солнце! — доносились бодрящие и уже знакомые крики из рации. Командовал режиссер Ренат Давлетьяров.
— Девочки, поправьте ремни! У третьей слева перекосилась пилотка! У второй — звездочка неправильная, срочно поменять! Одерните подол юбки! — крутилась вокруг нас съемочная группа. Костюмеры, гримеры, ответственные за декорации и реквизит, осветители, звукорежиссеры и операторы — это далеко не все, кто работает над созданием фильма. Съемочная площадка — это настоящий рой пчел, жужжащих и суетящихся вокруг актеров и массовки, и замирающих только на время работы камеры.
Мы снимали нашу сцену 5 часов. Солнце играло с нами в прятки и догонялки. По команде «Через минуту выглянет солнцне, у нас будет 2 минуты на работу!» все должны были занять исходные позиции.
Из-за слепящих светоотражателей, у девчонок слезились глаза, и гримеры в прямом смысле утирали им слезы, чтобы не потек грим. Вещмешок, скрутка, настоящая винтовка военного времени — с таким боевым арсеналом мы поступили в часть старшины Васкова вместо погибших Бричкиной, Четвертак, Комельковой, Осяниной и Гурвич. Эта сцена в фильме последняя. Самый финал. В этот момент у зрителя по щекам уже бегут слезы, крики «Браво» и аплодисменты наполняют кинозал, в экран летят букеты цветов.
До встречи в мае
На больших экранах страны фильм появится в канун 70-летия победы в Великой Отечественной войны. Думаю, в Петрозаводске на премьере будет аншлаг – вся карельская массовка придет высматривать себя в секундных кадрах. Лишь бы эпизоды пережили монтаж. Иначе, рассказы внукам о съемках в кино будут не столь яркими, какими они были в реальности.
Анна Яровая