С вопросом о том, что сейчас происходит с пригородным железнодорожным перевозками в Карелии, мы обратились к первому заместителю главы Карелии по экономической политике Олегу Громову.
— Олег Юрьевич, как раньше правительство сотрудничало с железной дорогой по пригородным перевозкам?
Услугу по железнодорожным перевозкам нам оказывает «Cеверо-Западная пассажирская компания», учредителем которой является ОАО «РЖД». До прошлого года компенсацию части выпадающих доходов, а они объективно возникают у железной дороги по пригородным перевозкам , осуществлял федеральный центр. Таких денег, по -моему, выделялось 25 млрд на всю Россию. С прошлого года эти средства в федеральном бюджете не предусмотрены. Соответственно, это предложено заместить бюджетом субъектов.
В сложной ситуации оказалась не только Карелия, но и ряд других субъектов. Железная дорога, предоставляя свои услуги, вкладывает в тарифы очень много издержек, которые, с нашей точки, необоснованны и нерациональны… Мы считаем исходя из тарифных решений. Есть методика, которая утверждена постановлением Правительства. Федеральная служба по тарифам эту методику поддерживает. Согласно этой методике мы посчитали, сколько реально стоят нам эти перевозки. И мы определили, что это будет 51 млн рублей. Примечательно, что с этим изначально согласилась железная дорога. И мы подписали соглашение.
После этого железная дорога посчитала, что этих денег недостаточно. На что мы посоветовали им пойти в суд или обратиться в федеральную службу по тарифам, с решением которой мы согласимся. И тогда у нас будут основания и объяснения, в том числе и депутатам Зак собрания, почему эта услуга столько стоит. При этом мы попросили железную дорогу сделать еще несколько вещей. Например, рационально выстроить расписание.
Для примера, электричка в Пай из Петрозаводска выходит утром. Это неудобно, она не востребована. А они говорят, что тогда она ночью будет стоять, а для них это издержки. Поэтому мы просим — составьте рациональное расписание. Раз вы говорите, что это бизнес, представьте нам бизнес-модель. Вот за это мы будем платить. А за то, что вы предоставляете услугу, которую вам хочется, неудобную для населения, да еще выставляете по вашему усмотрению тарифы, наверно, это несправедливо.
Понятно, что в государстве всегда будет планово-убыточная деятельность. Железнодорожные пригородные перевозки — всегда везде во все времена были планово-убыточными. Н перекладывать на субъект эти убытки, как минимум, не корректно. Тем более, мы ранее подписали соглашение, которое четко выполняли. Еще раз подчеркну, мы все обязательства ранее выполняли перед ж/д.
— Какую сумму просят компенсировать железнодорожники?
Они просят в два раза больше — 107 млн. При этом они говорят: «Уважаемые товарищи, подпишите соглашение о компенсации убытков за прошлые года». И эта цифра тоже не маленькая. А между тем, у нас есть направления, которые мы не можем ничем заменить. В Беломорском и Муезерском районах, например. Вот там нам надо сохранять ж/д перевозки и мы готовы платить. А они говорят: «Нет, вот только если вы нам весь пакет документов подпишите, в том числе с учетом предыдущих долгов, тогда мы будем работать».
— Ведутся ли сейчас переговоры?
Да, и я очень надеюсь, что железная дорога поступит рационально и к нам прислушаются. Там где нет альтернативы ж/д перевозкам, там где их невозможно заменить автобусами, мы сохраним поезда. И надеюсь, законодатели нас поддержат и мы выйдем с предложением увеличить компенсацию выпадающих доходов
Подробное интервью с Олегом Громовым смотрите в программе «Карельский капитал» телеканала «Ника плюс»