06 июня 2017, 09:12

Лучшее образование – финское. Как у них это получилось?

Финских школьников не напрягают экзаменами и не заставляют учиться, но те все равно оказываются лидерами международных тестов.

Пока в российских школах растет количество экзаменов, тестов и всевозможных контролирующих историй, в соседней маленькой Финляндии идут другим путем, который приводит к одному из самых высоких показателей в сфере общего обязательного образования. Раз в три года Организация экономического сотрудничества и развития (OECD), куда входят промышленно развитые страны,  проводит тест PISA, по результатам которого выявляется уровень знаний среди детей в возрасте 15 лет. Пройти тест можно попробовать здесь, а посмотреть ответы – здесь.

Проверка знаний идет по трем направлениям: чтение, математика, а также насколько хорошо ребенок способен решать поставленные перед ним задачи. В 2012 году Финляндия неожиданно для самой себя заняла первую строчку в рейтинге, а по итогам последней проверки 2015 года вошла в пятерку лучших вместе с Сингапуром (лидером года), Японией, Эстонией и Канадой. Как финны добились таких результатов? Наш портал побывал в школах, пообщался с чиновниками от образования в Суоми и готов назвать шесть причин, почему финская школа может быть лучшим местом для развития ребенка.

Причина первая. В школе все равны

Конечно, не все. Те, кому повезло жить в столичном регионе Хельсинки (Большой Хельсинки с близлежащими городами-спутниками Вантаа, Эспоо), обладают большими возможностями в плане выбора дополнительных предметов (например, включать уроки русского, китайского или французского языка). Это признают в Национальном управлении образования Финляндии. Впрочем, до девятого класса дети должны ходить в школу, как сказали бы в России, по прописке. Это значит, что путь от дома до школьной парты занимает не более 1,5 часа. Если это не так, то муниципалитет может подать заявку на строительство новой школы. И количество учеников в ней не главное.

– Для того чтобы открыть новую школу в Финляндии, необходимо получить разрешение от министерства образования. Даже если в районе живет всего пять школьников, получить это разрешение реально в случае, если ближайшая школа находится на расстоянии 100 километров. Отправлять детей на учебу так далеко просто противозаконно, – рассказала глава отдела статистики и анализа финского управления образования Кристина Волмари (Kristiina Volmari).

Kristiina Volmari. Фото: protothema.gr

Причина вторая. Полная свобода учителей

"Нет" отчетам и бумажной работе. В Финляндии отсутствует контроль за школами и педагогами со стороны ведомств и официальных лиц. Учитель может самостоятельно выбирать, как и когда ему учить свой класс. "Мы доверяем своим педагогам", - говорят официальные лица в управлении образования. Как же в таком случае обеспечить одинаковый уровень обучения? - возникает закономерный вопрос. Готовить профессионалов, - отвечают финны.  Профессия считается престижной, и, по информации управления образования, только порядка 15% абитуриентов поступают в университеты на это направление. Средняя зарплата преподавателя составляет около 3,5 тысячи евро в месяцев без учета налогов.

В офисе HundrED

Неудивительно, что в Финляндии возник проект HundrED, в рамках которого собирают новые креативные идеи в образовании. Проект возник во время подготовки к празднованию 100-летия независимости Финляндии и сейчас расширил свои границы далеко за пределы страны. Его суть – ежегодно собирать сотню образовательных инноваций, которые воплощают в разных школах мира.

Сейчас у HundrED есть сайт, где уже можно найти некоторые организационные, технологические и методические решения педагогов Суоми, Фиджи, Америки и других стран. Одна из инициатив была связана с крупнейшим финским медиа YLE. Представители СМИ ежедневно отбирали три наиболее важных с их точки зрения новости, после чего три школьных преподавателя создавали ряд заданий на тему информационных заметок. Все желающие педагоги могли бесплатно подписаться на рассылку этих заданий и применять  разработки во время уроков.

Часть разработок уже можно посмотреть на сайте HundrED, а в октябре компания анонсировала запуск новой сетевой площадки на разных языках, в том числе на русском. Как рассказал основатель и генеральный директор проекта Саку Туоминен (Saku Tuominen), их компания продолжает поиски образовательных инноваций и приглашает к сотрудничеству всех, кто готов поддержать идею открытого и равного образования для всех.

Saku Tuominen

 

Причина третья. Не нервничаем, а работаем над собой

Не давить и не запугивать. Всем, кто прошел российские школы, хорошо знакомы фразы «Не выучишь – завалишь контрольную!», «Получишь двойку за четверть – выгонят» и современное классическое – «Не знаю, как ты ЕГЭ сдашь!». Получить «пару» никто не хочет, но, понюхав пороха российского школьного образования, многие понимают, что угрозы чаще всего остаются только на словах и выгнать ученика из школы не так-то просто – 9 классов в нашей стране неотвратимы и обязательны. Получается, что, с одной стороны, детей запугивают, с другой – все эти угрозы абсолютно бесполезны и скорее вредны для особо впечатлительных и эмоциональных детей.

В Финляндии стараются детей не то что зря не пугать, но вообще не давить на них. В начальной школе (с первого по шестой класс) оценок не ставят вовсе. Как нам рассказала одна из наших соотечественниц, недавно переехавших в Хельсинки из Санкт-Петербурга, ее ребенок приносит домой только положительные оценки «блестяще», «прекрасно», и это не хвастовство достижениями близкого. Просто проблемы в учебе здесь принято обсуждать индивидуально в присутствии ребенка и родителей.

Ребенок не делает «домашку»? Плохо ведет себя на занятиях? Ленится? Педагогический коллектив включает режим «индивидуального подхода» и начинает разбираться, почему у школьника нет мотивации и с чем связаны его трудности в школе. На уровне класса здесь нет понятия «родительского собрания», потому что все вопросы решаются тет-а-тет, а организаторские вопросы обсуждают на общешкольных встречах, где нет места «пропесочиванию отстающих». И, конечно, ребенок никогда не пройдет испытания «славой», когда учитель зачитывает результаты проверочных работ по алфавитному списку. Своими результатами, как нам рассказали, здесь вообще не принято делиться даже с друзьями.

– Конечно, дети могут делиться оценками с близкими друзьями, но вполне вероятно, что на вопрос «а что у тебя за тест?» вам не ответят. 

– Многих русских родителей это смущает. Ребенок приходит с оценкой восемь, но где он находится с этой восьмеркой – среди лучших или среди худших – понять невозможно.

Сейчас в финском обществе обсуждают вариант с отменой балльной системы в течение всей средней школы, по окончании которой в девятом классе школьников не ждет никакого общефинского выпускного экзамена. Прием в лицеи и гимназии ведется на основании среднего балла аттестата. 

– Если в школе ввести контрольные, то ты будешь учиться ради контрольных. Тесты меняют ориентиры,

– считает  представитель управления образования Кристина Волмари. 

Причина четвертая. Внимание к деталям

«Лучшая поза для обучения – следующая». Примерно 40 процентов школ Финляндии кардинально изменили подход к процессу обучения и вместо классов занимаются в больших открытых пространствах. Дети могут сидеть за мобильными партами, которые двигаются и изменяются под рост ребенка, а могут лежать на полу или заниматься на подоконнике. Самостоятельно или с товарищами – дело сугубо личное.

– Мир меняется. Школа становится более интерактивной. Если раньше помещения для занятий представляли собой длинный коридор, от которого шли классы, то сейчас школа выглядит скорее как большой холл. Такая современная образовательная среда мотивирует детей к активному участию в процессах, – рассказали в компании Martela, специализирующейся на создании образовательной среды и участвующей в половине проектов обновления финских школ.

Saunalahti school

 

Два года назад в Суоми была проведена масштабная реформа образования, которая изменила основной подход к обучению: теперь школа – это не то место, где учитель преподает предметы, а место, где ребенок учится. Так что все вертится вокруг ученика.

Организовывать пространство для учебы по новым правилам приходится как в стандартных зданиях, так и в новых. Saunalahti school в Эспоо была построена в 2012 году за 30 миллионов евро (финансирование идет из двух источников – муниципальный и государственный бюджеты). Помимо современных материалов и просто радующего глаз дизайна, здесь все наполнено воздухом: огромные витрины вместо окон и стеклянные перегородки между небольшими классами (назвать это кабинетами язык не поворачивается).  Все это не прихоть дизайнерской фантазии, а строгий расчет под те методики, которыми пользуются в конкретной школе. Директор принимал непосредственное участие в разработке проекта. 

За классом следят сразу трое учителей, при этом дети не находятся под гиперопекой. Избежать этого как раз помогают стеклянные стены, через которые педагог может наблюдать за своими подопечными со стороны.

– Мы начали развивать свою педагогику. Преподаватель тщательно изучает способности каждого ученика, после чего делит детей на группы согласно их возможностям и уровню знаний. На этом строится обучение, – рассказали представители  Saunalahti school. Особое внимание уделяют работе руками и творчеству, которые внедряют в изучение всех дисциплин. Например, если на математике проходят объемы, то с ними же будут иметь дело и на трудах, и на элементарном программировании.

Стоит отметить, что здание Saunalahti school используется не только под школу. После 15:00, когда у детей заканчиваются занятия, двери открывает городская библиотека, а также различные секции и кружки для молодежи.

Причина пятая. Ориентация на середняков

Нам в России сложно понять, как можно учить детей, не уделяя внимания строгой дисциплине. Как можно использовать только пряник и забывать про кнут. Дети везде одинаковые, вопрос лишь в том, как к ним относиться. В Финляндии предпочитают давать школьнику больше свободы и приучать к самостоятельности, чтобы итоговые результаты действительно принадлежали ребенку, а не родителям, их возможностям или репетиторам, которых в Финляндии нет как отдельного института. Образование – ценность, и при этом, если ты по глупости не смог этого осознать до 16 лет,  крест на будущем ставить не стоит. Государство готово оплатить дополнительный год обучения, за который можно успеть взяться за ум и подтянуть оценки. Продолжить обучение с любой ступени вообще можно в любом возрасте.

– Равенство должно проявляться в индивидуальном подходе. Общеобразовательную школу не раз критиковали за то, что она ставит всех на один уровень в плане способностей, чего происходить не должно. Поэтому мы стараемся, чтобы каждый ребенок мог себя реализовать, – рассказала госпожа Волмари. – Исследования показывают, что помимо знаний, мышления, самыми важными компонентами успеха в будущем являются самоуважение и самоорганизация. Это то, что мы бы хотели развить в каждом ребенке, потому что именно эти качества становятся фундаментом для обучения. Мы хотим довести до максимума потенциал каждого ребенка.

Финляндия – очень маленькая страна, и у нас никогда не было возможности концентрироваться только на самых способных, crème de la crème. Если чей-то потенциал составляет всего лишь 50% от топ-ученика и если мы его теряем, то это мешает развитию общества.

Причина шестая. Финансирование образования

По официальным данным министерства образования Финляндии, в 2012 году Финляндия потратила 6,1% от ВВП на образование. Для сравнения: в странах OECD этот показатель равен 4,8% (в России на 2012 год – 4,8% от ВВП по данным «Газеты.ru»). Помимо того что все ступени обучения здесь бесплатные, муниципалитет берет на себя обеды учеников, трансфер до места учебы, если он необходим и ребенок ходит в школу по месту жительства, а также поможет детям с особенностями ходить в общие школы наравне со здоровыми учениками. 

Школьный обед должен составлять треть от суточной нормы, быть разнообразным и учить детей правильно выстраивать свой рацион.

 

Ася Кошелева's picture
Автор:

Выпускница филологического факультета ПетрГУ. Любит писать о людях в культуре и культуре в людях. Мечтает дочитать все начатые книги (а их постоянно скапливается до десятка штук одновременно), побывать в Риме, научиться не принимать все близко к сердцу и создать что-нибудь стоящее в профессиональном плане. Не любит бестактных людей.