17 июня 2019, 07:00

Карельские чиновники призывают «не зацикливаться» на сельских школах

В республике закрылась почти половина учебных заведений на селе. Процесс продолжается.

Тучи оптимизации, сгустившиеся над малокомплектными сельскими школами Карелии, в последнее время все чаще становятся причиной острых социальных конфликтов. Жители деревень и сел о планах чиновников узнают, как правило, от журналистов, которым удается добыть документы, свидетельствующие о надвигающейся беде. До сих пор никто внятно не рассказал, что будет с сельским образованием в республике, какие школы в ближайшее время будут ликвидированы и как чиновники собираются организовывать безопасное, а главное, доступное образование для детей из небольших деревень. 

На общем фоне правительственного «безмолвия» организованные Общественной палатой Республики Карелия общественные слушания, безусловно, имеют принципиальное значение для понимания того, что происходит в головах у тех, кто решает судьбу небольших сельских школ. Внятной концепции сельского образования чиновники так и не представили. Но у меня сложилось впечатление, что они давно решили, где поставить запятую в предложенной Общественной палатой теме: «Сельская школа в Карелии: сохранить нельзя закрыть». 

Валентина Лапичкова, которая вела общественные слушания, вспомнила январскую сессию Олонецкого национального района, где зашла речь о том, чтобы всех старшеклассников Олонца объединить в одной средней школе, тем самым ограничив доступ в 9-11 классы. Скандал разгорелся и вокруг планов реорганизации школы в деревне Тукса – месте компактного проживания карелов. Весной заволновались жители Лоухского района, обеспокоенные планами ликвидации сельских школ. Лапичкова отметила, что «волна общественного недовольства» в связи с попытками сократить сеть сельских школ только подтверждает актуальность этой темы. 

В XXI веке Карелия потеряла 84 (!) сельских школы, то есть закрылась почти каждая вторая школа.

К 2019 году в республике сохранилось 111 школ, расположенных в сельской местности.

Валентина Лапичкова напомнила, что сельскую библиотеку нельзя закрыть, если сельский сход решил ее сохранить. 

- Эта норма в отношении сельских школ не работает, - с сожалением отметила она. 

Как в Министерстве образования Карелии видят будущее сельской школы и есть ли ей место в национальном проекте «Образование»? Начальник отдела комплексного анализа и мониторинга Министерства образования Карелии Михаил Огнев говорил много и ни о чем. Его доклад изобиловал упоминанием различных проектов в области образования, которые к сельским школам имели весьма отдаленное отношение. Было чувство, что чиновник собрал в кучу все, что было под рукой, лишь бы чем-то занять предложенное для выступления время.

Он не смог назвать ни конкретной суммы, которая заложена в национальном проекте на развитие сельского образования, ни рассказать о конкретных планах, связанных с сельскими школами. Огнев вскользь упомянул о многострадальной школе в поселке Деревянка, где дети вынуждены зимой постигать знания в верхней одежде и в валенках, занимаясь в ветхом здании без водопровода и канализации.

Школа в Деревянке


- Этот вопрос будет в ближайшие годы решен… Надеемся, все будет успешно, скоро откроем двери в это новое здание, - обрисовал Огнев перспективы строительства новой школы в Деревянке. 

Что для чиновника означают «ближайшие годы», осталось непонятно. Последние 25 лет жителям поселка обещают построить новую школу. 

Заместитель министра образования РК Наталья Волкова добавила, что в Карелии планируется в будущем создать мобильный технопарк, «который будет обслуживать сельские территории и ребята самых отдаленных уголков Карелии получат доступ к самому современному оборудованию». Ясности для тех, кто озабочен судьбой малокомплектных школ, не добавилось.  

- У вас есть уверенность, что все, что вы говорите, будет выполнено? - усомнилась Лапичкова.
Ответ прозвучал откровенно, обнажив главную проблему современных чиновников.

- Деваться некуда, честно сказать. Есть другие варианты? Задачи поставлены президентом. Под строгим контролем, ежедневным, - хором заговорили Волкова, Огнев и заместитель министра национальной и региональной политики РК Александра Ершова.       

- Мы не для президента делаем, не для президента, и то, что президент сказал, это хорошо. Но мы-то со своими головами, со своими умами должны тоже понимать, что мы делаем для тех, кто рядом с нами, для наших детей, для внуков,

- не выдержала Валентина Лапичкова. 

- Мы переходим к обсуждению? – недовольно прервал политически «незрелые» высказывания уполномоченный по делам ребенка в РК Геннадий Сараев. 

Эта небольшая словесная зарисовка, как мне кажется, наглядно высветила профессиональную деформацию, которая произошла с представителями власти. Подозреваю, что если бы президент предложил сельским учителям за ненадобностью прыгнуть с обрыва, то карельские чиновники с воодушевлением поддержали бы эту своевременную инициативу. 

Александра Ершова, которая призналась, что очень много думала, готовясь к слушаньям, видит выход в развитии территориального местного самоуправления и некоммерческих организаций (НКО), которые должны оказать поддержку сельским школам. 

- Это реальная сила, которая может помогать населению, и школе, и не школе, что больше нравится НКО, - глубокомысленно заметила Ершова.

Повеяло маниловщиной. Интересно, каким образом НКО могут помочь сельским школам пережить очередную оптимизацию? Разве что организовать «волну сопротивления» ликвидации школ на селе. Но Александра Ершова явно имела в виду не это.         

- Может быть, мы немного расходимся в понимании слов "сохранять школу". Вот у нас есть школа где-то в поселке. Детей там, ну, честно скажу, практически нет. Есть здание, есть совсем маленькое количество учеников и не очень хорошо с учителями. Разве это плохо, когда мы хотим собрать ребят в более мощную школу, где еще и под национальный проект образования образуется куча дополнительных вот этих вот штучек?.. Может быть, мы как-то подзациклились на том, что школа - это центр села, хотя я с этим согласна. Может быть, у нас еще есть какие-то центры в селе? Или создавать эти центры? А дети пусть учатся там, где качественнее, - сказала заместитель министра.  

С Ершовой можно было бы согласиться. Но в этом случае правительство республики должно было бы представить проработанную стратегию того, в каком режиме, на каком транспорте, по каким дорогам будут доставлять детей из отдаленных поселков в удобные светлые современные школы, которые еще нужно построить. Но в качестве альтернативы предлагается либо убогая школа-интернат, словно речь идет о послевоенном периоде, либо долгая дорога к знаниям по ухабам на постоянно ломающемся транспорте. 

Представитель Ассоциации сельских школ Республики Карелия Татьяна Сеппянен напомнила, что еще в феврале 2019 года в различные органы власти были представлены конкретные предложения, связанные с решением проблем сельского образования. Показательно, что за четыре месяца ассоциация даже не удостоилась хоть какого-то ответа из Министерства образования, за которое общественники фактически выполняют работу. По ее наблюдениям, вместо того чтобы проанализировать предложения по выходу из кризиса, действия власти были похожи «на политику умиротворения протестующих».

- В режиме скорой помощи разъезжали по всем населенным пунктам, по деревням и весям для того, чтобы вести переговоры с теми жителями, которые хотели правдами и неправдами отстоять свою школу, - сказала Сеппянен. 

В своем выступлении она повторила основные предложения, с которыми ассоциация четыре месяца назад обратилась к органам власти. Она отметила, что до сих пор нет документа, который бы объяснял экономическую и социальную логику, связанную с реорганизацией сети сельских школ. Ассоциация, в частности, предложила механизм, который бы материально стимулировал руководителей крупных школ активнее работать с детьми из близлежащих сел и деревень. Татьяна Сеппянен обратила внимание на отсутствие программы «Дорога к школе», в которой было бы четко обозначено, какие участки дорог нуждаются в срочном ремонте, чтобы обеспечить подвоз детей к месту учебы. Она отметила, что до сих пор нет юридической проработки программы дистанционного обучения, что не позволяет внедрить ее там, где это действительно необходимо. 

Татьяна Сеппянен, в отличие от пространных речей чиновников, говорила о конкретных проблемах, предлагая реальные пути решения. Давайте начнем делать хоть какие-то конкретные шаги, - таков был лейтмотив ее выступления, обращенного к представителям власти. Валентина Лапичкова попросила Министерство образования оценить предложения и все-таки дать ответ Ассоциации сельских учителей.      

Догадываетесь, каким был ответ? Михаил Огнев не нашел ничего лучшего, как упрекнуть ассоциацию в том, что до сих пор она официально не зарегистрирована в качестве некоммерческой организации, а значит, лишена возможности законодательной инициативы. Дескать, регистрируйтесь и отправляйте свои инициативы в федеральные органы власти.

Чиновнику, видимо, невдомек, насколько финансово затратным и юридически сложным являются будни некоммерческих организаций, находящихся под строгим государственным колпаком. Огнев дал понять, что официальных ответов на свои предложения ассоциация вряд ли дождется. Фактически разговор зашел в тупик. Искусством вести диалог с общественностью карельские чиновники так и не овладели, да и желания слышать граждан, кажется, у них не появилось. 

Постепенно разговор от образования ушел в экономическую плоскость. А есть ли у небольших сел и деревень шанс выжить за счет развития сельского хозяйства, туризма, малого предпринимательства, ремесел? Заместитель главы администрации Пряжинского района Елена Илюкович рассказала, что молодой предприниматель из деревни Гонганалица не смог найти пятнадцать жителей из близлежащих сел, чтобы организовать производство. Судя по ее словам, проблема не в отсутствии граждан трудоспособного возраста, а в постепенной деградации сельского населения. Нетрудно предположить, что с уничтожением сельских школ этот процесс будет только нарастать.  

Заместитель главы районной администрации сообщила, что реорганизация в ближайшее время ждет начальную школу в деревне Савиново и Крошнозерскую школу-сад, которые станут филиалами Ведлозерской средней школы. Школа в деревне Улялега будет ликвидирована. Елена Илюкович рассказала, что только что получила заключение о состоянии здания школы, износ которого составил 100%. 

- Дальнейшая его эксплуатация представляет угрозу жизни и деятельности всех участников образовательного процесса,

- на чистом «казенном» сказала она.  

Школьников планируется возить в Эссойлу. В ближайшее время в деревне Улеляга будет проведен сельский сход, но это станет скорее формальным мероприятием, так как чиновники уже все решили.   

Общественная палата решила осенью продолжить разговор о сельских школах с привлечением Министерства экономического развития и Министерства финансов. Боюсь, что результат будет еще менее вдохновляющим.

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.