Каждый из нас по-разному провел новогодние каникулы. Кто-то ездил в отпуск за границу, кто-то катался на лыжах, виделся с друзьями и родственниками. Но многие из нас провели какую-то часть этих праздников за чтением книг или просмотром фильмов. И если вы думаете, что это занятие на вас никак не повлияло, то вы заблуждаетесь.
Итак, давайте начнем с книг. В 2011-ом году в журнале Psychological Science двое ученых из Университета Буффало, Шира Габриель и Ариана Янг, опубликовали свою работу о том, как на нас влияют прочитанные нами книги. 140 человек, которых исследовали эти женщины, в течение тридцати минут читали одну из двух популярных книг: «Сумерки» или «Гарри Поттер и философский камень». Не знаю, чем руководствовались учёные, когда выбирали именно эти книги. Вполне вероятно, что сыграли роль такие факторы, как яркость образов и их доступность для понимания.
Затем участники эксперимента проходили тест, определяющий их осознанные и неосознанные реакции на то, что они прочли.
В итоге получилось следующее: те, кто читал книгу про вампиров, начинали соотносить себя с ними как с социальной группой. Такой же эффект проявился у испытуемых, читавших о приключениях юных волшебников. Тут надо пояснить, что значит выражение «соотносил себя с ними как с социальной группой». Люди приняли формы поведения персонажей книг, черты их характера, их установки в той форме, которая могла быть воплощена в реальности. Само собой, что прочитав о квиддиче, человек не станет летать на метле, а после книги о вампирах мы не будем кусать людей за шеи на кладбищах и в темных парках. Но с большой вероятностью можно утверждать, что книги, которые мы читаем, повлияют на нашу личность. Так что знакомясь с новым человеком можете поинтересоваться, что за книги он читает, или приглядитесь к своим книжным полкам. Среди страниц может быть спрятан секрет вашего характера.
Другое исследование, опубликованное в 2012-ом году сотрудниками Ланкастерского Университета, выявляет связь между фильмами, которые смотрит ребенок, и его творческим потенциалом. Двум группам детей показывали 15-минутные отрывки из фильма «Гарри Поттер и философский камень», но одни смотрели сцены, где герои активно использовали магию, а другие наблюдали за жизнью киноволшебников, когда те не пользовались своими волшебными палочками. Затем обе группы прошли тесты на творческий элемент мышления. Детей просили представить себя ведущими машину или в виде кроликов, а также придумать как можно больше способов выбросить пластиковый стаканчик в мусорное ведро.
По результатам исследований более креативный подход проявили дети, приобщившиеся к миру волшебства. Как отмечают сами исследователи, магическое мышление можно рассматривать как дополнительный источник развития воображения у детей, а также как способ развития дивергентного мышления, то есть мышления, находящего множество способов для решения одной задачи.
Как вам может показаться, учёные описали вполне понятные вещи, до которых можно додуматься и самостоятельно, на основе жизненных наблюдений, но науке порой приходится доказывать очевидное, чтобы двигаться всё дальше и дальше на пути познания этого мира.