05 марта 2013, 10:00

Проповеди и мораль

Проповеди и мораль

На днях в Петрозаводском государственном университете прошла встреча с известным богословом Андреем Кураевым. Событие было интересное, и меня нисколько не удивляет, что за полчаса до его начала в читальном зале библиотеки ПетрГУ почти не было места.

Во время встречи мне удалось задать отцу Андрею пару вопросов. Я не хочу превращать эту рубрику в место заочных теологических споров, поэтому сделаю акцент на другом.

К сожалению, мы плохо знакомы с психологией, как научной дисциплиной. И, не зная каких-то её выводов, вполне применимых на практике, мы упускаем множество шансов сделать лучше свою жизнь и жизни других людей. Например, мало кто знает основные выводы социальной психологии относительно альтруизма. Почему мы приходим людям на помощь? Какие факторы влияют на нашу готовность помочь? На эти вопросы психология дала ответ, но многие из нас их не знают.

Часто готовность помогать людям связывают с внутренними качествами человека, его моралью, религиозностью. Эту гипотезу в 1973-ем году проверили двое американских учёных, Дж. М. Дарли и С.Д. Бэтсон. Они исследовали поведение учащихся Принстонской теологической семинарии. Учёные предложили одним студентам рассказать о жизни и учёбе семинаристов, а другим – записать на плёнку короткие проповеди на тему притчи Иисуса о добром самаритянине. Если кто-то не помнит или не знает, что рассказывал Христос в этой притче, то вот её текст:

«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самаритянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Евангелие от Луки 10:30-36)

Педагогический посыл истории очевиден, поэтому перейдём к исследованию. Всех участников эксперимента отправили на студию звукозаписи в соседнем здании. Одним говорили, что они должны торопиться, потому что опаздывают, а другим сообщили, что времени достаточно. На улице, у входа в студию звукозаписи, находился мужчина, который кашлял и стонал. Те семинаристы, которые торопились, помогли ему приблизительно в 10% случаев. Студенты с достаточным количеством времени оказывали помощь почти в 6 раз чаще, чем студенты из первой группы. И эти результаты не зависели от того, о чём должен был рассказывать семинарист. То есть человек шёл говорить о добром самаритянине, но сам поступал как священник и левит из притчи, буквально перешагивая через человека.

Группа учёных под руководством Бэтсона в 1978-ом году проводила похожее исследование студентов Канзасского университета. Результаты были теми же: те, кто торопился, помогали значительно реже тех, кто никуда не спешил.
Как показывают исследования Бэтсона и Дарли, наша готовность помочь во многом зависит от ситуационных факторов, которые мы так часто недооцениваем. Подобные эксперименты помогают нам понять, кто мы такие и что нам с этим делать. На мой взгляд, в этом главная польза науки – знание о том, как сделать этот мир лучше.