Депутаты парламента Карелии решили, что выборы глав муниципалитетов жителям республики не нужны. Единственными исключениями стали Петрозаводск и Костомукша. Но и этой «уступки» оппозиции пришлось добиваться с боем.
Как известно, в мае нынешнего года Госдума внесла изменения в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Изменения позволяют регионам самим определять, как будут формироваться органы местной власти. В районах Карелии жители сейчас имеют право выбирать лишь глав поселений. Затем из них формируется районный совет, который из своего состава выбирает главу района. Еще одна важная должность — глава районной администрации, который назначается конкурсной комиссией на 5 лет. Единственное исключение — Петрозаводск, где и главу администрации, и городской совет выбирает население.
Изменить ситуацию пыталась группа депутатов Законодательного собрания, внесшая на рассмотрение своих коллег законопроект, который подразумевает выборы районного совета и главы района, который автоматически становится и главной администрации. Это слияние должностей, кстати, имеет первостепенное значение, поскольку в районах вся реальная власть принадлежит именно руководителю администрации, а глава района выполняет лишь функцию «перерезателя ленточек», как выражаются некоторые депутаты.
— Выборность органов местного самоуправления — один из краеугольных камней построения демократической системы общества. И если мы говорим, что ради высок целей, управляемости территорий, мы готовы поступаться этими принципами, давайте тогда просто скажем, что мы согласны с тем, что цель оправдывает средства. Дальше берем Достоевского, читаем «Преступление и наказание», вспоминаем Раскольникова и его старушек. Не может в мирное время цель оправдывать средства, — считает председатель парламентского комитета по государственному устройству, депутат от «Справедливой России» Виктор Позерн.
Документ, отражающий противоположную позицию, предложил депутатам глава республики. На одной из встреч с депутатами он заявил, что «выборы в нищей Карелии грозят политическими потрясениями», имея ввиду, что затраты на проведение выборов могут оказаться непосильны для республиканской казны, а ее истощение чревато социальным взрывом. Александр Худилайнен предположил сохранить действующий в районах модель и распространить ее на городские округа, что означало бы отмену прямых выборов мэра в Петрозаводске.
Среди сторонников проекта губернатора числиться так называемое «муниципальное сообщество» — главы населенных пунктов и поселковые депутаты. Защищают свою позицию они довольно рьяно. К примеру, заседание консультативного совета по вопросам местного самоуправления при Законодательном собрании, которое прошло в Петрозаводске в конце июня, чуть не обернулось скандалом — муниципалы активно мешали выступать депутатам парламента, высказывавшимся в поддержку выборной системы, и даже предложили лишить депутатов голоса. И это при том, что Заскобрание выступало организатором мероприятия.
Позиции «закона десяти» (а именно столько парламентариев подписались под «выборным» документом) до недавнего времени казались достаточно прочными. На заседании консультативного совета по вопросам местного самоуправления депутаты заявили о консолидированной позиции сразу трех карельских отделений политических партий, поддержать законопроект собирались фракции КПРФ, «Яблока» и «Справедливой России». А это почти половина депутатов Заксобрания, половина голосов за законопроект на заседании.
— Наш законопроект действительно общественный, потому что когда будут выборы главы района, там может победить любой. Но законопроект главы абсолютно политизирован, потому что тогда складывается система, когда районом будет управлять назначенный член партии «Единая Россия», — высказался в парламенте один из авторов альтернативного закона Александр Степанов.
Затем события стали развиваться не так, как хотели представители оппозиционных партий. Рассматривать оба документа должен был парламентский комитет по государственному устройству, и его члены должны были рекомендовать документы к принятию или отклонению. Однако, буквально перед самым заседанием комитета губернатор сделал «ход конем» отозвал свой проект и вместо него просил рассмотреть новый, который принципиально отличался тем, что предлагает в городских округах ввести выборную систему. То есть, по сути, вообще не менять имеющуюся систему формирования органов власти на местах.
— В том варианте, в котором он внесен в Законодательное собрание, закон главы республики учитывает интересы большинства. Учтены интересы муниципальных районов, учтены интересыжителей республики, никакие конституционные выборные права не ущемляются, — заявила на заседании парламента депутат от «Единой России» Ольга Шмаеник.
Что побудило главу изменить свой законопроект, общественное мнение или другие причины, пока неизвестно. Однако «уступка», сделанная губернатором в отношении Петрозаводска, сказалась на настроениях депутатов, в том числе и тех, кто вносил альтернативный законопроект. Тут нельзя не отметить, что вокруг закона в Карелии идет серьезная политическая борьба, и, скажем, новую версию правительственного документа депутат от ЛДПР Сергей Пирожников прямо назвал «успехом оппозиции». Изначально было понятно, что представители «Единой России» в Заксобрании поддержат инициативу Худилайнена, однако в парламенте Карелии «единороссы» не имеют подавляющего большинства. А значит, шансы «закона 10» были как минимум не меньше шансов закона губернатора.
Еще до заседания комитета ходили слухи о том, что Александр Худилайнен встречался с представителями партий и убеждал их в правильности своего закона. Эту версию подтвердил все тот же Пирожников, и он же призвал голосовать на комитете за документ из правительства, заявив при этом, что «с ЛДПР был выработан консенсус». Сохранение выборов в Петрозаводске впечатлило и одного из авторов «выборного» закона Светлану Логинову, которая тоже проголосовала за сохранение имеющейся модели. В итоге заседание комитета завершилось тем, что 5 из 8 его членов рекомендовали к принятию именно законопроект Худилайнена.
В итоге законопроект главы получил 26 голосов «за» — ровно столько, сколько нужно было для принятия. Ну а проект депутатов, соответственно, был отклонен. Впечатленные успехом «единороссы» тут же предложили принять закон и во втором, окончательном чтении, чтобы исключить возможность вносить в документ поправки, однако даже с двух попыток этого сделать не удалось.
Получается, политические потрясения Карелии в ближайшее время не грозят, во всяком случае, из-за выборов. Правда, оппозиция наверняка воспользуется сохраненной возможностью изменить текст документа. Однако нельзя забывать, что федеральный закон говорит о том, что регионы должны окончательно определиться со своими моделями формирования органов власти не позже ноября. А это значит, что времени у депутатов не так уж много, учитывая, что теперь они уходят на летние каникулы.
Спорящие стороны активно призывают в сторонники жителей Карелии, но разобраться, кто сколько народу «перетянул» на свою сторону, очень тяжело. Чиновники не местах оперируют мнениями своих односельчан, депутаты — мнениями своих избирателей. Возможно, недавно анонсированное проведение референдума на эту тему в Петрозаводске является лучшим вариантом узнать волю жителей. Кстати, референдум уже на уровне всей республики предложил провести депутат Александр Федичев, один из авторов «закона десяти». Дежурную фразу о том, что «если надо — проведем», произнес замгубернатора Андрей Манин. Но в масштабе республики это пока лишь идея. А пока остается согласиться с мнением Сергея Пирожникова, который напомнил, что вообще-то первоочередная задача власти — наполнить бюджеты поселений. Иначе хоть выбранный, хоть назначенный руководитель все равно не сможет решить проблемы жителей.
Карен Бадалян