09 марта 2017, 10:19
1462

Большой брат видит тебя

Налоговики будут в онлайн-режиме следить за магазинами.
Автор:  Редакция

C 1 июля предприятия розничной торговли в России ждет очередное новшество – реализация идей фискальных органов. Российские ритейлеры к этому сроку должны обзавестись кассами, которые передают данные о покупках в Федеральную налоговую службу (ФНС) в режиме онлайн. Это требование закона «О применении контрольно-кассовой техники», поправки в который приняты летом 2016 г. и вступают в силу с 1 июля 2017 г. До этой даты предпринимателям нужно модернизировать или поменять около 1,2 млн касс по всей стране. Тем, кто не успеет этого сделать, придется платить штраф – 75–100 процентов выручки, но не менее 30000 рублей.

А спустя еще год – с 1 июля 2018 г. – новые кассовые аппараты должны быть у тех, кто раньше кассами не пользовался, – у индивидуальных предпринимателей, компаний, работающих по ЕНВД (единый налог на вмененный доход), патентам, использующих бланки строгой отчетности, владельцев торговых автоматов и т. д.

Основная цель реформы – сделать российскую розничную торговлю прозрачнее. Налоговики ожидают, что запуск системы онлайн-передачи чеков в ФНС даст бюджету ежегодно миллиарды рублей. Основной мотив введения новшества таков. Сегодня, говорят налоговики, чтобы выяснить, что происходит с кассой магазина или супермаркета, им приходится проводить проверку. А новые аппараты позволят им видеть все, так сказать, не вставая со стула. И они, исходя из поступающих данных, будут делать вывод: надо выходить на предприятие с проверкой или нет.

Ожидается, что на практике это будет работать примерно так. Покупатель, оплатив товар, получит, как обычно, чек. Установленный на кассе фискальный регистратор – устройство хранения и передачи налоговой информации – отправит данные о чеке в зашифрованном виде оператору фискальных данных (ОФД). Это компании – посредники между предпринимателями и налоговыми органами. Они собирают информацию с касс, гарантируют ее сохранность и защищенность и передают в ФНС. ОФД обработает данные чека, отправит подтверждение на кассу, а информацию – в налоговую службу. Во всех деталях этот механизм описан в публикации российских «Ведомостей».

Предприниматели Карелии тоже обсуждают это решение федерального центра. Впрочем, «обсуждают» – не то слово. Обсуждать можно что-то до принятия решения. Сегодня они скорее комментируют то, что, увы, неотвратимо.

Например, петрозаводский бизнесмен Роман Гольцев считает, что устанавливать онлайн-кассы в торговых точках бессмысленно. Комментируя фискальное нововведение, он сказал:

– Основные доводы, которые приводятся в защиту необходимости такого глобального перевооружения торговли: контроль за розницей, повышение собираемости налогов и статистика. Ну то, что государство хочет залезть каждому не только в голову, но и в карман, давно ни для кого не секрет. А так как торговая отрасль является самой крупной в стране после продажи сырья, то, само собой, покой ей будет только сниться. 

И вот здесь первый вопрос: как они собираются нас контролировать? Как инспектор налоговой будет контролировать несколько тысяч торговых точек? У меня, например, на десяток магазинов не всегда хватает времени. При этом на меня работают десятки специально обученных людей – бухгалтеров, администраторов, которые этим занимаются профессионально. И это мой бизнес. Я смотрю в отчет и понимаю, о чем эти циферки и буковки. А что в этом поймет человек со стороны?

Мой ответ: никак и никто не будет ничего контролировать! Банально не хватит ресурсов. А контролировать выборочно никто и сейчас не запрещает, и, кстати, налоговая время от времени это делает. 

Они хотят повысить собираемость налогов с розницы. Существует древний, видимо, с советских времен, миф, что розница уходит от налогов, не пробивая кассовые чеки. Миф на то и миф, чтоб разбиваться о реальность, а она такова: уже лет десять малый бизнес платит налоги не с прибыли и даже не с выручки, а с квадратного метра торговой площади. То есть налог торговцу заранее вменен, и он не зависит ни от каких показателей прибыли или убытков. Что касается крупного сетевого бизнеса, то, если вы ходите в магазины, ручаюсь, что у вас не было случая, чтобы вам не выдали чек на кассе. А это означает, что кассы как работали, так и будут работать, независимо от того, «онлайн» они или «офлайн». Так что налоговая инспекция не увидит ничего нового, если, конечно, не захочет заглянуть в офшоры, в которых зарегистрированы компании некоторых крупных бизнесменов. Но это, как говорится, уже другая история. 

Говорить о том, что налоговая инспекция при новой системе сможет вести какую-то уточненную статистику, может только человек, который никакого отношения к современной торговле не имеет. Каждому товару в каждом магазине даются свои коды или, как минимум, названия, которые невозможно унифицировать, потому что все производят, что хотят, и называют, как хотят. Более того, любой ритейлер (продавец) для своего удобства ведения учета использует названия и коды, которые генерирует его личная электронная бухгалтерия. 

Можете сами убедиться. Купите огурцы в двух разных магазинах и сравните названия в чеках. Достаточно изменить одну букву или цифру, и это уже разные товары, а значит, налоговая инспекция будет получать сведения о миллиардах разных товаров каждый день, причем совершенно с непонятными им наименованиями. Очевидно же, что никто и никогда не отследит и не сведет в статистические данные всю эту информацию! 

Кому же все-таки понадобилось внедрять такую прекрасную программу по замене шила на мыло, причем за большие деньги? 

Ну, судя по тому, как ликуют на сей счет крупные ритейлеры, то искать кому выгодно долго не пришлось. И в чем же их выгода? Помните, что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Не так давно крупный сетевой бизнес нокаутировал мелких предпримателей, пролоббировав закон о запрете продажи пива и сигарет в киосках. Киоски успешно закрылись, на их месте появились сетевые магазины, торгующие тем же самым ассортиментом. Конкурент был повергнут, но не до конца. Все еще существует какая-то нестационарная торговля, рынки, ну и, конечно же, небольшие магазины, торгующие ширпотребом. Последним, чтобы перейти на новые кассы, нужно выложить сразу круглую сумму на покупку оборудования, решить массу технических проблем с тем же интернетом. Особенно проблемы возникнут у тех, кто подальше от цивилизации. У нас в Карелии не в каждом райцентре даже телефонная связь устойчиво работает. Обслуживать каждый день довольно сложную систему также совсем не дешево. Надо ли говорить, что у крупного бизнеса есть и деньги, и свои технические службы, а мелкий, как известно, еле-еле сводит концы с концами. С конкурентами можно бороться разными способами, но самый надежный – административный. 

Не исключен и такой вариант, что кто-то постучался в нужные кабинеты и предложил свои услуги по производству и обслуживанию нового кассового оборудования. Математика простая: более одного миллиона двухсот тысяч касс нужно будет уставить за короткий период! При цене в двадцать пять тысяч за кассовый аппарат получаем всего-навсего тридцать миллиардов рублей! И это только техника, плюс ежемесячное обслуживание.

Хотите поучаствовать в бизнесе на 30 миллиардов?  Извините, вы опоздали. И даже открыть малый бизнес на 30 и даже на 3 миллиона, похоже, вам не светит. А вот грузчиком в «Магнит» за 15 тысяч рублей, это пожалуйста! – считает Роман Гольцев.