Психолог дал совет, как делать «домашку»
Текст: Марина Бедорфас
На собрание с психологом пришли родители с вопросами: что делать, если ребенок не хочет выполнять домашнее задание, и как вести себя: помогать или нет?!
«Нет инструкций к детям, все они очень разные. И все зависит от их возраста, индивидуальных особенностей, от вас зависит как от родителей, что вы делаете.
По статистике российские школьники перегружены домашними заданиями. Даже у первоклассников есть ДЗ, хотя по СанПиНу его не должно быть. Но все зависит и от школы, и от ожиданий родителей. Если они отдают ребенка в гимназию или лицей, требования будут выше, чем в "обычных" школах. И это нужно понимать и принимать. В России школьники тратят на домашние задания гораздо больше, чем в развитых европейских странах. Дольше делают уроки только в ОАЭ. Нагрузка большая, но мы хотим, чтобы дети делали уроки с удовольствием»,
- рассказала психолог Анна Кудрявая.
Как отметила психолог, есть и еще одна статистика: в благополучных семьях дети делают уроки дольше: там родители больше контролируют и требуют, в неблагополучных – все проще, что сделал, то сделал.
«Родители не должны возложить все на ребенка в плане домашних заданий. Мы должны научить детей учиться в школе, взаимодействовать с одноклассниками, слушать учителя и получать от этого удовольствие, а не ставить цель: получать 4 и 5. Нам всем нравится то, что получается. Также и в процессе обучения.
Учитель, особенно первый, – это друг. И ни в коем случае родители не должны обсуждать и плохо отзываться о педагогах. Но в подростковом возрасте ценность учителей и родителей снижается. Им хочется общаться с друзьями, они и в школу ходят, чтобы увидеться и что-то обсудить».
Отметила Анна Кудрявая и еще одну особенность современной молодежи. Сейчас возраст "подростков" возрос до 16 лет. И это, уверена психолог, основная причина инфантилизации.
«Если мама делает с ребенком-подростком домашнее задание, то в этот момент она теряется роль мамы, становится учителем. А задача учителя – учить и оценивать. А мама, если бы была отдельно, то пожалела, похвалила, приняла любого. Идет смешение ролей. И потом один взгляд, и ребенок понимает, что это уже не мама смотрит. И он начинает возвращать маму: капризничать, бегать, плакать, отвлекаться, кричать «не хочу» и т.д. В школе они же себя так не ведут. Там перед ними нет мам и пап»,
- продолжает психолог.
- До какого класса нужно или можно делать домашнее задание с ребенком?
- На этот счет есть разные мнения. Кто-то всю начальную школу делает вместе «домашку», кто-то до 5 класса, кто-то на протяжении всех 9 или 11 лет. Но тут вы должны четко понимать: нельзя за ребенка что-то делать. Он должен делать сам. Наша задача научить, помочь, поддержать. Не рисовать, не лепить, не вырезать, не считать и не готовить самим проекты и презентации. И не давать сразу готовый ответ. Им не лень, они могут просто не уметь чего-то – и это естественно. Мама заставляет, кричит. В этот момент вырабатывается гормон страха. В таком состоянии ребенок ничего не может сделать. Он не чувствует себя в безопасности.
Обсудили на собрании и современные возможности, когда родители нанимают репетитора для выполнения домашних заданий. Но, уточняет психолог, это ситуацию не спасет, если ребенок не хочет заниматься.
«У родителей есть прием – запугивают: «Будешь дворником». Мы сами ярлыки клеим. Все, что вы говорите, все присваивается. Станешь дворником – ок, стану дворником. Станешь нобелевским лауреатом – буду лауреатом. Завышенные ожидания родителей играют огромную роль. «Я была отличницей, и ты должен быть отличником!». «Все у нас любят математику, и ты должен любить». «Опять не смог? Мы столько занимались, а ты опять не сделал?». Он понимает, что не дотягивает. А каждый ребенок хочет быть хорошим».
Наталья, многодетная мама:
«Со старшим ребенком, которому 14 лет, я не делаю домашние задания, а вот среднему 12, его приходится контролировать. У него не сформирован навык подготовки домашних заданий. У старшего ребенка есть репетитор перед экзаменом, он любит биологию. Я знаю, что есть родители, которые нанимают репетиторов, чтобы делали домашние задания. У нас такого нет. Я считаю, если ребенок не хочет, то и репетитор не спасет ситуацию. Конечно, мне не нравится сейчас система в современной школе. Я училась очень хорошо и не сидела столько времени за уроками, и моим родителям это тоже не нужно было со мной делать. А сейчас такой подход, что нас просят помогать, проконтролировать, родители все время задействованы в этих домашних заданиях».
Дети не всегда умеют планировать время, тем более если они зависли в гаджетах. Вроде бы только пришел из школы, сел отдохнуть, и уже ночь, а «домашка» не сделана.
«Для того чтобы отрегулировать выполнение домашних заданий, нужен навык - это привычка. Им сложно, они не могут сосредоточиться на одном, современные дети – это клиповое мышление. Они постоянно отвлекаются. Обратите внимание, сейчас в соцсетях только картинки и короткие видео. Формируется определенная особенность мозга – сосредоточиваться долго на чем-то они просто не могут! А еще не хватает умения и желания. С желанием сложнее всего. Отвращение к школе не от самой школы, а именно от домашних заданий. Но без ДЗ ребенок не будет успешным. Чтобы учить уроки дома – нужна привычка, и она формируется не 21 день, а хотя бы 2-3 месяца. Но вы ему помогаете. Как это можно сделать: напомнить, посидеть рядом, организовать рабочее пространство, похвалить, дать возможность передохнуть и обсудить что-то».
«Я делаю домашние задания с ребенком, он учится в 4 классе, 10 лет. Трудности с математикой и грамотностью. Это ему тяжело дается. Для детей «домашка» - это каторга, повинность, наказание. Делают они ее не с удовольствием точно. Мне современная система образования совершенно не нравится. Она очень сложная. Даже я, взрослая женщина, которая после школы окончила университет, иногда сижу и не могу решить какие-то задания. Требуется время, чтобы вникнуть. А ребенку это порой просто не по силам»,
- поделилась мама из Петрозаводска.
Тотальный контроль над ребенком – это признак тревожного родителя, убеждена психолог. При этом дети становятся безответственными. Что делать?
«Вот здесь мы должны знать, что такое мотивация. Нужно объяснить ребенку – зачем делать ДЗ. Но чаще всего сами родители не в курсе – зачем. Поэтому подумайте, разберитесь сами в этом вопросе, а потом правильно его транслируйте детям. Только не нужно этими ЕГЭ и ОГЭ пугать и говорить о такой мотивации с первого класса.
Что касается тайминга, то, может быть, вашим детям поможет приложение в телефоне. Мы же считаем шаги, ставим напоминание – выпить воды, когда еще привычка пить регулярно не выработалась. Так и с уроками и с какими-то поручениями – напоминание.
«Вы можете вместе сесть, когда оба спокойные и в хорошем настроении, и расписать дела. Он сделал – это достижение, и уже не так страшно. Или использовать такой прием: «Съешь лягушку» – сначала самое неприятное, сложное, сделал – дальше день хороший. Или такая игра: делим слона по кусочкам. У нас много дел, задач, мы берем и выполняем их по частям».
Ты опять орешь!
Почти все родители признаются, что повышают голос во время выполнения или невыполнения домашних заданий. Психолог дает совет:
«Договоритесь с ребенком о том, что как только вы себя перестаете контролировать и повышаете голос, он вам об этом говорит. Это для вас будет сигнал. Тут же берем паузу, выходим из комнаты: попейте воды, подержите руки под холодной водой, можно лицо опустить в холодную воду. На физиологическом уровне станет легче. Также помогает внутренний счет от 100 – считаете про себя. Дыхание - это тоже антистресс. Вдох короткий – выдох длинный, вдох на 1 и 2, выдох на 4. Не зря ведь говорят: «Выдохни!». Но попробуйте все эти техники в спокойном состоянии. Когда вы уже в стрессе, то вы просто все забудете. Также можно использовать физическую нагрузку: сделать приседания, побегать, сделать наклоны, взять гантели».
// Фото: Наталья Крюкова.