Соглашение с «ПКС-Водоканал» опирается на позитивный опыт регионов
Согласно договору между республиканскими властями и компанией «ПКС-Водоканал», в реконструкцию системы водоснабжения будет инвестировано более пяти миллиардов рублей.
Для ЖКХ Петрозаводска это беспрецедентный объем инвестиций, который позволит решить одну из самых сложных задач – модернизировать донельзя изношенную городскую водопроводную сеть.
Внешние экономические санкции поставили под вопрос многие дорогостоящие инфраструктурные проекты. Ведь нагрузка на бюджет будет колоссальной, деньги будут расходоваться прежде всего на социальную сферу и поддержку рынка труда. В столь непростое время подобное соглашение – большой успех и огромная удача.
Однако есть и противники проекта. Скепсис по отношению к инвестиционному договору неожиданно объединил парламентских представителей левых (КПРФ) и правых («Яблоко») сил. Видит ли оппозиция то, что упускает власть? Или это обычное «Баба Яга против»? Собрали наиболее серьезные претензии и сомнения – разбираемся, насколько они обоснованны.
Нельзя допустить перехода стратегически важных сетей в частные руки.
Аргумент понятный, почти бесспорный, очень государственнический – с ним почти невозможно не согласиться. Одно «но»: к заключаемому соглашению он не имеет никакого отношения.
Однозначно и бесспорно: собственником городского водопровода остается город. Новые объекты, которые будут построены в рамках инвестпрограммы, тоже будут собственностью муниципалитета.
Муниципалитет сам должен управлять сетями, привлекать деньги и заниматься модернизацией – привлекать частный бизнес для этого не обязательно.
В принципе, государство все может делать само – и водопровод ремонтировать, и дороги строить, и хлеб печь. Мы даже жили в такой системе много лет, и многие наверняка скучают по советским временам. Но сегодня мы живем в объективно других условиях.
Петрозаводская мэрия не может включить станок и напечатать пять миллиардов рублей – их нужно где-то взять. Из собственного бюджета? Но это значит, что нужно ужаться в чем-то другом: например, в образовании, благоустройстве, социальных программах. Задрать тариф? Так коммунисты, которые сегодня выступают за огосударствление всего и вся, первыми взбунтуются и заблокируют такое решение.
Попросить денег у федерального центра? Но там, во-первых, таких просителей тысячи. А во-вторых, как уже было сказано, страна вступает в период больших финансовых трудностей. В-третьих, федеральное финансирование петрозаводской модернизации как раз и предусматривается заключаемым соглашением: часть денег оттуда, часть вкладывает бизнес. Более того, концессия – это не какая-то авантюра или частная прихоть, а обязательное условие для получения льготного государственного кредита (на 30 лет всего под 3 процента годовых) на обновление коммунальных систем.
Город теряет прибыль, которую мог бы получать от управления сетями.
Прибыль, о которой идет речь, является таковой только на бумаге. Аварийные, приходящие в негодность сети полностью съедают эти доходы и требуют «добавки». То есть все наоборот: продолжать эксплуатировать водопровод и водоотведение без реконструкции – это загонять муниципалитет в огромные убытки и ежегодно усугублять ситуацию. Ведь капремонт дорожает с каждым годом отсрочки – не только из-за роста цен, но еще и в силу увеличивающегося износа. На данный момент износ сетей в городе составляет больше 70 процентов, и этот негативный показатель растет.
Сети уже находятся в аренде у «ПКС-Водоканал» – зачем еще одно соглашение?
Как уже было сказано выше, заключение концессионного соглашения – требование федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ для получения льготного кредитования. Дело в том, что оно ставит бизнес в более жесткие условия, позволяет тщательнее контролировать расходование инвестиционных средств и ход модернизации.
Концессия приведет к резкому повышению тарифов.
Никакого резкого повышения тарифов не будет, и быть не может – они не могут расти больше, чем индекс потребительских цен, установленный государством (на сегодня это 4 процента в год). Остаться в заданных ценовых рамках и при этом увеличить объем работ как раз поможет льготный государственный кредит. Большую часть расходов на модернизацию федеральный бюджет берет на себя на условиях софинансирования. Но, повторимся, для этого нужно заключить концессионное соглашение.
Опыт других городов доказывает, что концессионные соглашения неэффективны.
Это, мягко говоря, не так. Во многих городах России именно концессионные инвестпрограммы позволили значительно улучшить качество коммунального обслуживания.
Например, «Российская газета» пишет, что тюменский опыт водных концессий признан одним из лучших в стране. Журнал «Эксперт» подробно сообщает об успехах Псковской области в модернизации объектов теплоснабжения по концессионным соглашениям. И таких примеров множество. От рисков не застрахован никто, но практика, одобренная федеральным центром, доказывает, что подобные программы являются наиболее эффективной формой инвестирования.