Родину люби, льготы не проси. Как хотят изменить Конституцию Карелии

Текст: Георгий Чентемиров
В Карелии продолжают готовить поправки в региональную Конституцию. Такая необходимость возникла после того, как были внесены изменения в Конституцию российскую. Главный закон страны «усовершенствовали» летом прошлого года. У нас процесс затянулся; как объяснил спикер Заксобрания Элиссан Шандалович, сказались пандемия и выборы в парламент. Однако 23 ноября рабочая группа по поправкам в Основной закон республики все же собралась.
Поправки были разделены на два блока. Первый блок особых дискуссий не вызвал: изменения касались государственного устройства, в частности — запрета депутатам Заксобрания иметь гражданство, подданство или вид на жительство иностранного государства. Для главы региона такая норма в Конституции уже действует, ее, в свою очередь, хотят уточнить.
Гораздо интереснее со вторым блоком, который посвящен вопросам, касающимся социальных гарантий, здравоохранения, молодежной политики и образования.
Начать хотя бы с поправки в статью 4. В ней декларируется охрана труда и здоровья, поддержка семье, детству, инвалидам и пожилым. Депутат Леонид Лиминчук и управление Минюста предложили в эту статью дополнения. Например, власти намерены защищать институт брака «как союза мужчины и женщины». Однополые браки и так запрещены на федеральном уровне, но в республике решили подстраховаться.
Туда же вписали обязанность совершеннолетних детей заботиться о своих родителях. Правда, под тем соусом, что Карелия обещает «создать для этого условия». «Создание условий для осуществления обязанности» — что под собой подразумевает эта изящная формулировка, хотелось бы уточнить, но совершеннолетним детям, а также их родителям следует быть начеку.
Не прошла поправка Эмилии Слабуновой и Ивана Гусева об индексации прожиточного минимума. Зато рабочая группа проголосовала за поправку правительства в статью, где проговаривается защита права на труд. В ней сейчас Республика Карелия содействует полной занятости населения. И эту часть правительство намерено из Конституции убрать.
Обоснование — имеющиеся федеральные законы, которые и так подразумевают борьбу с безработицей. Эмилия Слабунова считает, что отказ от стремления к полной занятости ни к чему хорошему не приведет.
— Для нас это чрезвычайно серьезная и важная проблема. Из очень многих районов идут жалобы о том, что не могут найти работу, не создаются рабочие места. Люди не видят перспектив развития, — отметила Слабунова. — Важно сохранить норму, которая показывает, что республика не просто защищает права, а беспокоится о занятости своих граждан.
— Полную занятость государство реализовать не может априори, — возразила ей руководитель администрации главы Карелии Татьяна Игнатьева. — Многие люди просто не хотят работать. Они хотят сидеть дома и воспитывать детей. И навязывать им труд мы не можем. Труд свободен! Говорить о полной занятости — это ограничение прав граждан, которые не хотят работать. Например, пенсионеры... Вот я пенсионер, я работаю, а завтра я плюну на все и пойду получать пенсию. А кто меня обяжет быть занятой?
Руководитель администрации главы Карелии сделала вид, будто не понимает, что гарантия полной занятости касается, в первую очередь, людей трудоспособного возраста, а не пенсионеров. Также Татьяна Игнатьева, кажется, не в курсе, что десятки тысяч работающих карельских пенсионеров физически не могут «плюнуть на все» и уволиться — нищенская пенсия не позволяет. И продолжают трудиться, пока силы не кончатся.
Политолог Анатолий Цыганков согласился с тем, что Игнатьева привела неудачные примеры, а полная занятость была прописана в Конституции неслучайно.
«Когда депутаты предыдущих созывов принимали ныне действующую Конституцию, они исходили из социальной ориентации государства. Было бы правильно ее сохранить»,
— сказал Цыганков.
Разгорелась дискуссия и вокруг еще одной статьи — номер 24. Сейчас в ней присутствует такой пункт: «В Республике Карелия создаются и развиваются детские дошкольные учреждения, предоставляются льготы и пособия семьям, имеющим детей, другие виды помощи семье».
К этому месту правительство предложило следующую поправку:
«В Республике Карелия создаются условия для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях».
То есть вместо дошкольных учреждений, льгот и пособий — обязанность детей заботиться о родителях. Дальше — больше:
«Республика Карелия создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим».
К сожалению, в поправке к закону (а Конституция — это закон) не прописано, каких именно старших предлагается уважать детям. Должны ли первоклассники уважать третьеклассников? Надо ли уважать возрастных дебоширов и пожилых коррупционеров? Почему вообще количество прожитых лет заявляется основанием для проявления уважения? Так много неясностей, которые хотят включить в Основной закон!
Зато, как видим, нашлась действенная замена льготам, которые правительство стремится вычеркнуть из Конституции: это патриотизм и духовно-нравственное воспитание.
Детский омбудсмен Геннадий Сараев и вовсе хотел дополнить карельскую Конституцию пунктом, как будто отсылающим нас к «Домострою» или педагогическому труду ХVII века «Юности честное зерцало»:
«Почтительное отношение младших к старшим и уважительное отношение старших к младшим – священный долг каждого».
Свою поправку уполномоченный по правам ребенка мотивирует борьбой с разлагающим влиянием Запада:
«Такие нормы необходимы в период нравственного упадка в большинстве европейских держав мира... На необходимость внесения данной нормы указывает и ее историческое развитие данной нормы в виде обычаев и традиций в нашем обществе», — говорится в пояснении.
Хорошая новость: в Конституции может появиться статья о поддержке детей с любыми заболеваниями, в том числе наиболее редкими — орфанными. Такую поправку предложила депутат Эмилия Слабунова.
— Я не понаслышке знаю, что это такое, когда родители остаются один на один со своей проблемой и помощи от государства не могут получить, — поддержал ее депутат Владимир Кванин.
Глава губернаторской администрации Татьяна Игнатьева выступила против этой поправки: якобы для помощи детям с орфанными заболеваниями есть президентский фонд. Однако рабочая группа решила вернуться к этому вопросу позже.
Всего 23 ноября рабочая группа рассмотрела почти сорок поправок к главному закону республики. Все ее решения будут сформированы в законопроект, который позже рассмотрит карельский парламент. // Фото: пресс-служба Законодательного собрания Карелии